История и традиции дня великомученика юрия. Егорий Вешний (Юрьев день) Егория праздник церковный что нельзя делать

6 мая Православная церковь почитает память Георгия Победоносца. В народе эта дата получила название Егорьев день. 6 мая проводили обряд первого выгона скота, а люди купались в росе, собирали целебные травы, жгли костры, совершали аграрные обряды и устраивали ритуальные трапезы.

  • Юрьев день,
  • Егорий Вешний,
  • Егорьев день.

Юрьев день: традиции празднования

Юрьев день – праздник пастухов. Их в поле кормили мирской яичницей и одаривали подарками. У южных славян Юрьев день вместе с делили год на два полугодия: «Юрьевское» и «Дмитровское».

У восточных славян Егорьев день – главный скотоводческий праздник в году. В это время впервые выгоняли скот на пастбище. У южных славян и в Карпатах в эту дату проводили ритуальное доение овец, делали первый замер молока. Овцу, предназначенную для первого доения, украшали венком из цветов и трав. На котёл, в который её доили, вешали отдельный венок.

В Юрьев день проводили много магических обрядов, защищающих скотину от волков, сглаза, нечистой силы, укусов насекомых, а также направленных на плодовитость и благополучие животных в период летнего выпаса.

В Белоруссии, на Украине и в Болгарии крестьяне выходили в поле осмотреть посевы. Иногда приглашали священнослужителей, проводивших молебны и освящавших землю. Хозяева с утра обходили принадлежащие им участки земли, устраивали в поле трапезу. Остатки пищи после трапезы закапывали в землю. Чтобы увеличить урожайность посевов и защитить их от засухи и града, хозяева кувыркались по земле. Для защиты земли от непогоды в поле втыкали ветки, освященные в церкви в Вербное воскресенье. Чтобы у коров было больше молока, в некоторых областях их выводили на зеленеющие поля злаковых культур.

Было принято «окликать» молодоженов. С этой целью молодёжные группы ходили по домам тех пар, которые поженились менее года назад, окликали их по имени отчеству, исполняли для них венчальные песни. Молодежь за «окликание» от супружеской четы получала угощение и подарки.

На западнорусских территориях и на востоке Белоруссии жгли большие общесельские костры. У Южных славян Юрьев день считался началом полугодия, которое продолжалось до ).

С Юрьева дня отменялись многие запреты на еду. Можно было есть молодое мясо, зелень, молочные продукты, молодые овощи. Первое надоенное молоко раздавали соседям, чтобы помянуть души умерших предков.

Георгия Победоносца (покровителя этого дня) считали защитником полей, земных плодов и домашнего скота. Ему молились о хорошем урожае, а также о защите животных от болезней, ведьм и других напастей.

Юрьев день: приметы на 6 мая

По погодным явлениям этого дня определяли, каким будет урожай:

  1. Если на Егория тепло, то лето не за горами.
  2. В этот день нельзя ничего вязать, и даже брать в руки шерстяные изделия. Иначе волки всех овец перегрызут.
  3. Ругаться и кричать на Юрия нельзя, а то грозой убьёт.
  4. Сильный дождь идёт – много травы вырастет.
  5. Если на Егория луна находится в стадии роста, дует порывистый ветер и пасмурно, то такая погода продержится ещё достаточно долго.
  6. Комары в стаи сбиваются – к потеплению.
  7. Увидеть утром росу – к хорошему урожаю проса.
  8. Иней на деревьях – к богатому сбору гречихи.
  9. Дождь – к отличному урожаю злаковых культур, но вот гречка не уродится в этом году.
  10. Безветренное ясное утро – хороший знак. Ранние посевы – удачные, сбор урожая с них будет отменным.
  11. Если с утра было холодно, пасмурно или дождливо, а к вечеру распогодилось, то удачными станут поздние посевы.
  12. Если с 6 на 7 мая ночь теплая, то хлеб созреет до первых морозов.
  13. Южный ветер – к богатому урожаю, северный – к ранним заморозкам осенью.
  14. Если лист на берёзе крупный, то и урожая жди хорошего.
  15. Хозяйки на ночь вывешивали на улицу влажное полотенце. Если к утру оно высохнет, то огурцов в этом году будет много.

Человек, рождённый 6 мая, будет хорошо ухаживать за животными. В качестве талисмана ему подходит оникс.

Егорий и Юрий - имена, разницы которых наши предки не признавали. На Руси отмечалось два Егория: один холодный - 9 декабря, а другой голодный - 6 мая. И действительно, в это время пояса приходилось потуже затягивать. Зимние запасы кончались, а ранней весной пополнить их было нечем. Но так как Егорий считался покровителем домашней скотины, к этому дню приурочивали первый выгон скота в поле, на весеннюю траву. Воспринимался он как большой праздник и обставлялся различными обрядами, приговорами и песнями.

Сначала, по старому обычаю, на 6 мая делали «соченое молоко» - чтобы узнать, здоров ли скот. Для этого сметали по закромам конопляное и льняное семя, перемешивали, толкли в ступе и разводили водой. Животные, пившие это «молоко», считались больными и в общее стадо не брались. Остальных, наголодавшихся за зиму, но вполне здоровых, ребята-подпаски сгоняли со всех дворов в огромное стадо и отправлялись с ним на пастбище. Провожали их всей деревней, а скотину стегали вербой, оставленной от вербной недели, и кричали: «Верба из-за моря, дай, верба, здоровья! Верба, хлест - бей до слез! Бери хворостинку, выгоняй скотинку!»

6 мая выгон проходил, как правило, на утренней зорьке. Ведь Юрьева роса, по уверениям людей сведущих, помогала животным стать на удивление тучными и здоровыми. В некоторых областях России к хвосту первой в стаде коровы привязывали зеленую ветку: сметая с травы ночную росу, она как бы обеспечивала идущим вслед за ней богатый удой.

По старинному обычаю пастухов окатывали колодезной водой, «чтоб во все лето не дремали», а потом угощали их мирской яичницей. По вечерам в деревнях для «коровьих поводырей» устраивался настоящий праздник: накрывались столы, разыгрывались хороводы, пелись обрядовые песни, которые всегда оканчивались припевами о сохранении стад.

Но как бы ни был важен первый выгон скотины на пастбище, большинство примет, связанных с 6 мая, все же обращены к предстоящему лету и будущему урожаю: «Коли весенний Егорий с кормом, то осенний Никола (19 декабря) будет с мостом», то есть зима установится, будет хороший санный путь; «Коли на Егорьев день лист в полушку, на Ильин день клади хлеб в кадушку», «Сей рассаду на Егория, будет щей вдоволь», «На Юрья снег - урожай на гречу, на Юрья дождь - в грече недород», «На Юрья роса - будут добрые проса».

Впрочем, Юрьева роса ценилась и за иные качества. Раньше, например, выходили в Егорьев день крестьяне на засеянные поля служить молебен с водосвящением, окропляя нивы святой водой. После этого мужчины и женщины катались по полю, чтобы стать сильными и здоровыми, как «Юрьева роса»: «Юрьева роса - от сглазу, от семи недугов».

И еще одно любопытное предание связано в народном календаре с Юрьевым днем. В незапамятные времена крестьяне начинали производить торговые сделки и, по старому обычаю, нанимались в работники «с весеннего Юрия по Семен день или по Покров». Почему, спросите вы, именно этот временной отрезок выбирали? А дело в том, что жило в народе предание, будто есть в Лукоморье люди, которые 9 декабря умирают, а 6 мая оживают. Перед смертью они сносят свои товары в определенное место, где зимою соседи могли их брать за известную цену и без всякого обмана. С обманщиками и бессовестными покупателями рассчитывались весною, расправляясь с ними нещадно. Звались эти удивительные люди торговым народом, а как они точный учет покупок вели - никому неведомо.

В этот день была распространена традиция устраивать гуляния на улицах. Говорили, что в этот день наступает весна. Именно 6 мая считалось днем, когда пастухи, наконец, выгоняли стадо овец в поле. Говорили, что утренняя роса обладает целебной силой именно на Егория. Если ее собрать, то можно использовать целительную влагу для лечения болезней и снятия сглаза. Однако такую росу можно собрать только до восхода солнца.

В этот день ждали прилета ласточек, потому что они возвращались из теплых краев именно в это время. Также в этот день появлялись майские жуки.

В православной церкви 6 мая почитали память святого Егория и считали его покровителем полей. Именно поэтому, в этот день проводили большое количество обрядов для хорошего урожая в будущем. Священники также освящали поля водой и произносили молитву. Говорили: «Сей рассаду на Егория – будет овощей довольно».

Выгон скота 6 мая для крестьян был большим праздником. Животных подгоняли вербными веточками, которые были специально для этого заготовлены в вербное воскресенье. Также в поле ставили стол, на него – икону. После этого совершали молебен. Пастухов принято было кормить яичницей, одарять холстом, деньгами, чтобы они не спали и охраняли стадо.

Егорий также известен как Георгий Победоносец. Его считали покровителем полей и земных плодов, а потому и была распространена традиция освящать поля. Считалось, что Георгий защищает домашний скот, и крестьяне старались именно в день 6 мая помолиться святому, чтобы попросить его уберечь лошадей, коров, овец от болезней и мора. Существовала даже особая молитва, которая называлась скотопасом.

В народе говорили, что заботу о скоте следует доверить Егорию, который заключал договор с лешим, и последний не прикасался к домашним животным. Но существовали особые условия этого соглашения – например, нужно было принести лешему молока. Также была распространена традиция, согласно которой пастух произносил специальный заговор и бросал в лес замок, запертый на ключ. Лешему необходимо было этот замок поднять и отпереть или оставить прежним – так он подтверждал или опровергал продление договора.

Святого Георгия часто воспринимали как хозяина всех лесных зверей. Верили, что именно Георгий разъезжает по селам на белом коне и дает приказы лесным животным. Кроме того, Георгия считали покровителем невест, и девицы молились ему о послании хороших женихов. Водили хороводы, но посиделки в это время уже не проводились. В некоторых селах могли проводить обряды, связанные с лошадьми, замечать приметы. Коней мыли, купали, кормили специальными печеньями в форме креста, выпеченными на Крещение.

Народные приметы на 6 мая

  1. Теплая погода на Егория – скоро лето наступит
  2. Нельзя ничего вязать 6 мая и даже просто держать в руках изделия из шерсти – волки всех овец в стаде перегрызут
  3. Нельзя кричать и ругаться в этот день – может убить грозой
  4. Сильный дождь на Егория – травы много вырастет
  5. Растущая луна, сильные ветер, который гонит тучи на пасмурном небе – такая погода сохранится еще достаточно долго
  6. Комары 6 мая в стаи сбиваются – жди потепления в ближайшее время
  7. Выступила роса на Егория – будет хороший урожай проса. Если идет снег или град, на деревьях заметен иней – гречка уродится. Дождь предвещает, напротив, неурожай гречихи, но отличный рост хлеба
  8. Сильно разлились реки на Егория – примета к тому, что трава будет на Николин день (22 мая)
  9. Ясное, безветренное утро – ранние посевы будут удачными, и можно будет собрать богатый урожай. Если погода изначально была плохой, но в течение дня улучшилась – удачными будут поздние посевы
  10. Ночь с 6 на 7 мая очень теплая – хлеб успеет созреть до первых морозов
  11. Дует южный ветер – будет богатый урожай. Северный ветер 6 мая предвещает ранние заморозки осенью
  12. Крупный лист на березе – год будет урожайным
  13. На ночь вывешивали влажное полотенце. Если утром оно высохнет – урожай огурцов будет богатым

Егорьев день (Егор Юрий). Егорий Вешний. Георгий Победоносец. Праздник пастухов - выгоняют стадо в поле. На егорьевской неделе прилет ласточек.
Егорий – устроитель земли русской. До XV столетия он один был на гербе государственном. Он также является покровителем стольного града Москвы. Считается, к тому же, покровителем полей и всех плодов земных, что предопределило традицию освящать в этот день поля и посевы. Георгий - Водонос, он был также покровителем источников и рек. Поэтому в день святого бывало обязательным и водосвятие. Юрьева роса действует целительно даже на безнадежно больных людей. День святого Георгия отмечается дважды в году: 6 мая и 9 декабря. Потому приметы и поговорки, сложившиеся к Юрьеву дню, соответствовали времени года. Величали Георгия, согласно народной трансформации имени, и Егорием, и Юрием. Поскольку наш современный календарь «сдвинут» вперед на 13 дней, то все приметы следует относить, как они складывались к 23 апреля. Ко дню святого Георгия вешнего уже повсеместно развертывались полевые работы.
Крестьяне просили Егория отомкнуть землю, выпустить росу. Юрьева роса от сглазу, от семи недугов. "Будь здоров, как Юрьева роса!" На Егорьев день вывешивали во дворе влажное полотенце: за ночь высохнет – долго не будет инеев, а замерзнет – будут заморозки уже в августе.
На Руси два Егория: один холодный, другой голодный (9 декабря и 6 мая). Коли весенний Егорий с кормом - осенний Никола (19 декабря) будет с мостом (т.е. зима установится, будет хороший санный путь). На Егорья мороз - будет просо и овес. Когда на Георгия мороз и повторится через неделю, должно ожидать теплой осени. Как в Егорьевскую ночь заморозит, так сорок утренников еще на хлеб падет. На Егорья роса - будут добрые проса. На Юрья дождь - гречи нерод. Ранний яровой посев с Егорья, поздний - с Еремея (14 мая). Ясное утро на Юрья - ранний сев, ясный вечер - поздний. Ранний горох сей до Георгия, поздний после Георгия. С Георгия начинают сеять свеклу, морковь и рассаду. Первый день выгона скота. С Егория начинались хороводы, а посиделки откладывались до Дмирия (8 ноября). Юрьев день весенний. Егорий с теплом, а Никола с кормом. Егорий с водой (росой), а Никола с травой. Егорий с мостом, а Никола с гвоздем. Егорий с ношей (с кузовом), а Никола с возом. Не хвались на Егорьев день посевом, а на Никелин день травой! В Егорьев день разве ленивая соха не выезжает. На Егория прилет ласточек. На Юрия - роса - не надо коням овса. Юрий запасает коров, Никола коней. Юрий - праздник пастухов (так как в его день выгоняют в первый раз скот в поле вербою с Вербного воскресения). Юрьева роса от сглаза, от семи недугов. Будь здоров, как Юрьева роса!Коли на Юрья березовый лист в полушку - к Успению клади хлеб в кадушку. Яровой сей до Егорья или с Егорья. Богатый сыт и в Егорьев день, а бедный терпит до Спаса. Под Егорья вешнего не работают, чтобы волк овец не поел. На Юрья св. Егорий разъезжает по лесам на белом коне и зверям раздает наказы. Всяк зверь у Егорья под рукой. Что у волка в зубах, то Юрий дал. Егорий весну начинает, Илья лето кончает.

Егорий Вешний. Праздник пастухов - выгоняют стадо в поле. На егорьевской неделе прилет ласточкам.
При грозе гром скоро прекращается - погода наладится.
Птицы вьют гнезда на солнечной стороне - к холодному лету.
У здорового человека беспричинно подавленное настроение - к дождю.
Вечерняя заря багрово-красная - к плохой погоде.
На небе появились облака, по форме напоминающие линзы или вытянутые семена чечевицы - через 1-1,5 часа начнется гроза.

Другие народые приметы мая.

Коли в мае дождь, будет и рожь.
Сколько в мае дождей, столько лет быть урожаю.
Даст небо дождь, а земля - рожь.
Когда цветёт черёмуха, всегда живёт холод.
Особенно бывает холодно, когда дуб развернётся.

Русские народные приметы и суеверия.

В красную горку (вторник на фоминой - поминки) родители из могилы теплом дохнут.
Коли ступишь на чужой след, то будут болеть ноги.
Много лет (жить) кукушка бабе накуковала, да обманула.
Передний угол, или матица, трещит - к худу (несдобровать хозяину).
Петухи распелись не вовремя - к вестям.
Поневоле станешь ворожить, коли нечего на зуб положить.
Увидать домового - к беде, к смерти.

ЕГОРИЙ ВЕЛИКИЙ

Это - один из самых популярных сельскохозяйственных праздников. Множество пословиц и поговорок связано с этим днём: "На Егория вешнего только ленивая соха не выезжает в поле"; "Юрий работу начинает, Юрий (зимний) и кончает”; "Храбрый ты наш Егорий, ты паси нашу скотину в поле, и за полем, в лесу и за лесом, от волка хищного, от медведя лютого, от зверя лукавого".

Так как Егорий считался покровителем и заступником скота, то в этот день совершался торжественный выгон скота на пастбище, на,так называемую,"Егорьеву росу". Выгоняли скот прутьями вербы, сохранившимися от Вербного воскресенья. К важному этому событию из хлебного теста готовили символические изображения коров, лошадей и других домашних животных; такие же изображения изготовлялись к этому дню и из глины. В народе верили, что 6 мая (23 апреля по ст.ст.) сам святой Георгий незримо выезжая на своём белок коне в поля, чтобы охранять скотину от хищных зверей и всякой другой напасти.

Покровительствуя скоту, внимательно следит Георгий за работой пастухов, тех, от кого зависит благополучие скота. Отсюда и возник древний обычай: отпуская пастухов в этот день на пастбище, их окачивают холодной водой - чтоб были бдительнее и не дремали. Часто приговаривали и сами пастухи, также возлагавшие большие надежды на помощь святого Георгия: "Хоть все глаза прогляди, а без Егорья за скотом не уследишь".

Праздник святого Георгия в народном восприятии - это весеннее празднество земли (недаром имя "Георгий” в переводе о греческого означает "земледелец"). Отсюда и множество поговорок о радостном "Побуждении земли: "Егорий землю отмыкает"; "Егорий весну из-под спуда выпускает, зелёную траву выгоняет"; "Егорий храбрый - зиме ворог лютый"; "Пришел Егорий, и весне не уйти".

В православном календаре этот дань - тоже очень важная дата. С именем святого Георгия, по преданию зверски замученного при императоре Диоклетиане, связано множество ярких легенд, на протяжении многих столетий поражавших воображение православных христиан.

Самая известная на них, та, которая и создала прославленный многочисленными иноками зримый образ святого, - это предание о том, как святой Георгий победил змея, в течение долгого времени жучившего жителей Бейрута. Змей этот обитал в озере, неподалеку от города, и, выходя из своего логова, похищал многих людей, пожирая их затем в глубинах озера, а воздух города и его окрестности заражал своим зловонным дыханием, отчего в стране этой жители умирали от мучительных болезней.

Много раз выходили отважные воины на битву со змеем, но всякий раз бывали побеждены им, а растерзанные трупы их поглощали волны страшного озера. И вот граждане Бейрута собрались и устроили совет, как им избавиться от кровожадного чудовища. Но не могли найти ответа. И тогда некий маг и волшебник подсказал им, что озёрный гад тогда лишь успокоится и перестанет поганить землю бейрутскую, когда жители города согласятся каждый день по жребию отдавать ему своих сыновей и дочерей.

Поверили несчастные обитатели Бейрута магу и поклялись исполнять его совет. Царь же бейрутский, чтобы скрепить эту клятву своим словом, сказал своим подданным, что когда дойдёт до него черёд, то и он отдает свою единственную прекрасную дочь ненасытному чудищу. На том и порешили. Каждый день отсылали жители города на берег, озера юношу или девушку, и каждый день пожирал змей свою новую жертву, оставляя родителей её в неутешном горе и слезах. Вот дошла очередь до царского дома. И не мог царь нарушить своя царскую клятву.

Горько оплакивая свою единственную дочь, нарядил он её в красивейшие одежды, украсил драгоценнейшими камнями и отвёл на берег озера в урочное место. Сам же с большой свитой и толпами опечаленного народа отошел на безопасное расстояние от проклятого озера. И вот в этот момент, когда из вспенившихся черными валами вод, появился готовый сожрать новую жертву змей, свершилось чудо - неизвестно откуда прискакал на белом коне юноша с золотым копьём в руке. Обратившись к царевне, которая уже приготовилась к смерти, он сказал:"Не бойся, царевна, потому что именем Бога истинного спасу я тебя от змея.

Осенив себя крестным знаменем, ринулся юный воин на чудовище, ударил его копьём в горло, проколол его и прижал к земле, конь же потоптал чудище ногами. Отважным этим ратником и был святой Георгий Победоносец. Поразив змея, он велел царевне связать змея своим поясом и отвести в город как покорного пса, что та и сделала.

Жители Бейрута, видя эту процессию, в ужасе стали разбегаться, но змей уже был лишен своего колдовского могущества и не мог больше причинять людям никакого вреда. После этого святой Георгий умертвил змея мечом посреди города, а жители сожгли труп чудовища за пределами городских стен. Многие же из них приняли христианство, и с тех пор город этот не подвергался нападениям злобных чудовищ.

6 мая православные верующие чествуют Георгия Победоносца. Его изображение можно увидеть в центре российского герба, а также монетках. Этот великомученик жил в конце 2 столетия в одной из христианских семей. С детства он отличался упорством и храбростью. Благодаря этим качествам стал военным и дослужился до большого чина.

Его неоднократно принуждали сменить веру, но Георгий не оступился и принял мученическую смерть во имя веры. Для православных всего мира он стал примером истиной религии, доблести, твердости характера. В народе День Георгия Победоносца именуют коротко и просто – Егорьев день. В народных верованиях он является покровителем скота. Именно в этот день принято впервые после долгой зимы выгонять скот на пастбища. Традиционно этот день отмечали с размахом. С этого момента должна была устанавливаться теплая погода.

Какие традиции существуют на Егорьев день?

С приходом этого праздника начинались земельные работы. С момента принятия христианства возникла традиция по окроплению полей святой водой. Во время литургии священнослужители обязательно читают молебен для получения богатого урожая. Подобный ритуал существует до сих пор.

После первого выгона скота на пастбище обязательно следует помолиться Георгию Победоносцу и попросить защиты и покровительства для всех домашних животных. Подобная традиция призвана защитить их от болезней, нечистых помыслов и мыслей завистливых людей.

Также предки верили, что роса в этот день обладает особыми магическими свойствами. Считалось, что тот, кто пройдется по свежей росе до восхода солнца, целый год будет здоров и никакие болезни не будут страшны.

Приметы на Егорьев день

Не меньшее количество примет связано с этим праздником. Например, если погода этот день хмурая, идет дождь – следует ждать большого пополнения домашнего скота. Если же погода, наоборот, стоит теплая и солнечная – не за горами лето, причем оно будет теплое и малодождливое. Нередко в эти сутки бывали и заморозки. Это предвещало большие урожаи полевых культур.

В ночь на Егорьев день хозяйки мочили полотенце и вывешивали его на улицу. Если утром с приходом праздника оно высыхало, ожидался большой урожай огурцов, если же нет – первые заморозки прогнозировались уже в сентябре. Также народ подметил, что если на весеннего Егория появилась первая трава, на зимнего Егория (9 декабря) следует ждать, что зима уже полностью вступит в свои права.

Прогноз урожайности разнообразных культур можно было сделать и, ориентируясь на то, каким выдалось утро праздника. Если оно было тихим, безветренным, с хорошей погодой, все ранние посевы оказывались плодородными. Если погода лишь к вечеру становилась благоприятной, большой урожай, наоборот, ждали от культур, которые посеяли поздно.

Множество примет в этот православный праздник связано и с птицами. Особенно тщательно наблюдали за поведением кукушек. Если вдруг эти птицы начинали петь – следовало ждать в нескором времени массовый падеж скота. А вот пению ласточек, наоборот, радовались – это означало, что пришла настоящая весна.