Окружающий мир предметное в 1 младшей группе. Открываем малышам мир: занятия по ознакомлению с окружающим в младших группах детского сада

Удивительные открытия ждут ребёнка дошкольного возраста на пути познания окружающего мира, и первыми помощниками в этом ему будут воспитатели детского сада. Ведь именно они, вооружившись методикой и знаниями детской психологии, смогут помочь малышу справиться с огромным потоком информации, выделить и запомнить главное, а сложное сделать простым и понятным. Одной из главных форм работы по ознакомлению малыша с миром вокруг являются занятия, которые систематически и целенаправленно проводятся в дошкольном учреждении.

Ознакомление с окружающим миром в младших группах детского сада

Работа по ознакомлению дошкольников с окружающим миром начинается с первых дней пребывания малыша в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ).

Детство - каждодневное открытие мира. Нужно, чтобы это открытие стало прежде всего познанием че­ловека и Отечества. Чтобы в детский ум и сердце входили красота настоящего человека, величие и ни с чем не сравнимая красота Отечества.

В. А. Сухомлинский

Цели и задачи

Целью познавательного развития детей первой и второй младших групп является формирование у них системы знаний, умений и навыков, соответствующих возрасту, которые помогут ребёнку комфортно чувствовать себя в природной и общественной среде.

Ознакомление с окружающим самых маленьких воспитанников ставит перед педагогами такие задачи:

  • Сформировать начальные представления:
    • о людях, их деятельности, внешнем виде, эмоциях;
    • о свойствах и назначении предметов (мебель, игрушки, посуда, одежда, простейшие орудия труда);
    • о природе (живая и неживая природа, сезонные явления, растения и животные).
  • Способствовать появлению и развитию познавательного интереса к происходящему в ближайшем окружении (семья, детский сад, магазин, парк и т. д.).
  • Воспитывать доброту, гуманность, бережное отношение к объектам природы и предметам, созданным руками людей.

Малыши ясельной группы могут отображать в игре некоторые действия взрослых, например, строительство дома

На четвёртом году жизни возрастают возможности малышей к познанию нового, развивается внимание, произвольная память, речь. Круг задач, которые очерчивает перед воспитателями программа, становится шире:

  • Формирование первичных представлений:
    • о себе и других людях, об организме человека (части тела, органы чувств, их функции, сознательное отношение к своему здоровью);
    • о профессиях взрослых и необходимом оборудовании для труда (инструменты, спецодежда, транспорт);
    • о жилье человека, его обустройстве, предметах, необходимых в быту.
  • Более широкое изучение объектов живой и неживой природы (свойства воды, песка, земли, чем отличаются дикие и домашние животные, комнатные и дикорастущие растения), сезонных явлений.
  • Развитие и углубление чувства любви к родному краю, его природе, своему городу, стране.

Во второй младшей группе детей приобщают к культурным ценностям и традициям: малышей не только приглашают участвовать в утренниках к Новому году, Женскому дню, но и сообщают некоторые сведения из истории их празднования, привлекают к изготовлению поделок в подарок родным.

Детям четвёртого года жизни интересны общественные праздники и подготовка к ним

Формы занятий

Чтобы развитие детей было всесторонним и полным, в ДОУ используются различные формы занятости воспитанников:

  • индивидуальная работа;
  • игры;
  • чтение художественной литературы;
  • наблюдения;
  • систематические занятия (НОД).

Структура и временной план НОД

Занятия по ознакомлению малышей с окружающим миром в группе раннего возраста проводятся раз в 2 недели, чередуясь с сенсорным развитием, а во второй младшей - раз в неделю, причём темы занятий должны соответствовать общей теме блока (недели, месяца).

Общая продолжительность занятия в первой младшей группе не должна превышать 10 минут, во второй - 15 минут. Исключение составляют комплексные и интегрированные занятия, длительность которых может быть увеличена на 5–6 минут из-за включения сопутствующих видов деятельности (рисование, конструирование, подвижная игра).

Чтобы дети не переутомлялись, занятие должно содержать подвижные игры, физкультминутки

Таблица: структура и длительность занятий в группах младшего возраста

Методические приёмы

Как и во всех прочих видах деятельности, на занятиях по ознакомлению с окружающим миром педагог использует 3 группы методических приёмов:

  1. Словесные:
    • Рассказ воспитателя.
    • Беседа.
    • Чтение художественной литературы, в том числе малых фольклорных форм.
    • Вопросы к детям, обращение к их опыту (даже в ясельном возрасте ребёнок уже чувствует уважение и заинтересованность воспитателя и становится активным участником образовательного процесса, а не пассивным слушателем).
    • Полилог, то есть «разговор многих», когда речь переходит от одного участника к другому по очереди.

      Учить детей полилогу, то есть умению высказываться и выслушивать товарищей, не перебивая, следует со второй младшей группы.

  2. Наглядные:
    • Демонстрация картин, слайдов, предметов, игрушек, диафильмов. Фотографии детям такого возраста ещё не показывают, отдавая предпочтение чётким ярким рисункам, отражающим естественный вид предметов.

      В младшем возрасте дети воспринимают информацию на слух, только если она подкреплена наглядностью

    • Экскурсии в пределах групповой, умывальной комнат, раздевалки с описанием мебели, оборудования, их предназначения, беседой о бережном отношении к вещам.
    • Наблюдения за природными объектами, предметами, которые проявляют характерные свойства в созданной воспитателем ситуации (хомячок ест корм, моется, мыло пенится в воде, песок высыпается из ведёрка, сахар растворяется в воде и т. п.).
    • Моделирование ситуаций. Применить его можно на занятиях по ознакомлению с транспортом, создав модель улицы, обустройством жилья человека (модель квартиры с мебелью и предметами быта) и др.
      Например, чтобы ознакомить детей с одеждой человека и сменой её в зависимости от сезона, необходимо изготовить наборы плоских изображений сезонных явлений, картонную куклу и комплекты бумажной одежды к ней.
      Воспитатель создаёт на фланелеграфе модель летней лужайки и обращается к детям: «Пришло лето, стало тепло, растёт зелёная трава и цветы, летают мотыльки. Как нужно одеться нашей кукле Кате, чтобы пойти на прогулку?». После ответов малышей на куклу надевают соответствующие предметы одежды (сарафан, платье, панаму). «Но после лета придёт осень. Листочки пожелтеют и опадут с деревьев, будет часто идти дождик, лужи появятся (соответствующие картинки сменяют летние явления на фланелеграфе). Что тогда наденет Катя, чтобы не замёрзнуть и не промокнуть?».

      Смоделировав времена года на фланелеграфе, воспитатель даст детям наглядное представление о том, как происходит смена сезонных явлений

      В ясельной группе достаточно смоделировать одну смену сезонов, а во второй младшей сначала можно взять смену двух времён года, а после и весь годичный цикл со сменой одежды на кукле. Во второй младшей группе такое моделирование можно провести в форме игры. Дети закрывают глаза, воспитатель выкладывает картину времени года и рядом с куклой предметы одежды. Воспитанникам нужно назвать время года и какие сезонные явления они заметили, а 1 или 2 ребёнка, выйдя к фланелеграфу, выберут нужную одежду и наденут на куклу.

    • Набирает всё большую популярность такой приём, как комментированное рисование, когда воспитатель рисует красками или фломастерами на большом листе ватмана какую-либо картину и поясняет свои действия. В результате малыши получают более полное представление о причинах и порядке событий, которые происходят.
      В раннем возрасте в комментированном рисовании используются простые сюжеты: была лужайка зелёная (зелёный лист бумаги), но пришла зима, выпал снежок, много снега (примакивание губкой с белой гуашью) и весь лужок стал белый-белый, и на него прибежал зайчик в белой шубке (клеится фигурка зайца).
      Дети второй младшей группы с удовольствием будут следить, как на их глазах картина летнего леса, подготовленная воспитателем, превратится в осенний пейзаж путём закрашивания густой красной, оранжевой и жёлтой гуашью крон деревьев. А чтобы закрепить знания о перелётных птицах, в небе следует нарисовать клин улетающих гусей, журавлей.
      Все изменения на рисунке педагог сопровождает рассказом. Такое рисование не требует большого мастерства, но очень нравится детям, позволяет закрепить полученные знания и в то же время стимулирует желание воспитанников выражать свои впечатления от наблюдений за окружающим миром в изобразительной деятельности.
  3. Практические:

Необходимо помнить, что словесные методы на занятии для детей третьего-четвёртого года сами по себе малоэффективны и обязательно должны быть подкреплены наглядными и практическими.

Мотивационный этап занятия

Провести занятие эффективно и с максимальной пользой помогут интересные задумки мотивирующего начала и побуждения детей к познавательной деятельности. Для малышей раннего возраста подойдут такие варианты мотивации:

  • Появление сказочного героя (Колобка, Матрёшки) или зверька (зайчика, лисички). Предпочтительнее, чтобы это была объёмная игрушка, а не плоское изображение. Персонаж приглашает ребят в гости на лесную поляну, к бабушке во двор, куда дети могут отправиться на воображаемом автобусе или самолёте.
  • Персонаж также может принести тот набор предметов или объектов, которые будут рассматриваться на занятии. Поскольку в первой младшей группе занятие короткое, оно может целиком состоять из игры или двух.
    • Например, к детям приходит ёжик с корзинкой фруктов (муляжи яблок, груш, слив) и предлагает поиграть в весёлую игру «Назови фрукты». Воспитатель по очереди показывает детям муляжи, те называют фрукты.
    • Потом проводится игра «Разложи по тарелочкам». Красные яблоки нужно положить на красную тарелочку, а синие сливы и жёлтые груши - на тарелочки соответствующих цветов.
  • Персонаж может озвучить малышам проблемную ситуацию, но она должна быть простой и не требовать длительных поисковых действий. К примеру, в начале занятия появляется кукла Даша, босая, она плачет, потому что перепутала всю обувь и не может обуться, чтобы пойти на прогулку. Всю обувь куклы воспитатель приносит вместе с ней в рюкзачке и выставляет перед детьми. Проводится беседа о необходимости обуви, о разных её видах и игра «Найди пару». Дети подбирают пару к сандалиям, сапожкам и т. д., а потом выбирают, что же обуть Даше (в зависимости от сезона).
  • Игра. Её инициатором тоже выступает сказочный герой или другой любимый персонаж детей. Например, при изучении темы «Заглянуло солнышко и в наше окошко» педагог «случайно» обнаруживает на столе зеркальце (занятие нужно проводить в солнечный день) и предлагает малышам поиграть с солнечным зайчиком. Зайчик останавливается в разных частях групповой комнаты, а дети должны найти, где он, описать его местоположение (на полке, на книжке, на люстре), попрыгать, как зайчики, и похлопать в ладоши. После такой весёлой игры ребята усаживаются, проводится беседа о том, как солнышко весной разбудило всю природу.

Полученные на занятии знания ребёнок может использовать в самостоятельной игре

Во второй младшей группе уже можно вводить сюрпризные моменты, поскольку воображение детей развивается и их интерес ко всему необычному растёт. Среди сюрпризных моментов могут быть:

  • Письмо от сказочного героя. Перед новогодними праздниками лесные обитатели пишут детям (занятие «Новый год для зверят»), что в лесу у них есть красивая пушистая ёлочка, но нет украшений для неё. Также зверята не знают, как нужно праздновать Новый год, и просят помочь. В письме они посылают маленькую снежинку, которая выслушает рассказ детей и перескажет зверятам, когда вернётся в лес. Воспитатель достаёт бумажную снежинку из конверта, и дети, передавая её по кругу, делятся своими знаниями о празднике. Потом малыши разрисовывают плоские изображения ёлочных украшений, чтобы подарить их зверятам. Снежинка остаётся на выставке рисунков рядом с изображениями игрушек, а когда рисунки высохнут, «возвращается» в лес вместе с подарками для зверят.
  • Отгадывание загадок. К детям приходят гости, но кто это - неизвестно. Гости очень стесняются и прячутся (изображение закрыто листом бумаги). Выйдут они лишь тогда, когда ребята отгадают загадки о них. После отгадывания загадок воспитатель открывает картинки с изображением зверей (заяц, кот, корова), игрушек (кукла, мишка, машина), плодов (яблоко, груша, морковь) и проводит беседу по теме занятия: «Деревенский двор и его обитатели», «Путешествие в зимний лес», «Овощи и фрукты».
  • Появление необычных предметов. Например, чтобы заинтересовать детей темой «Художница осень», воспитатель размещает в уголке художественной деятельности кисти и палитру с яркими красками (жёлтой, оранжевой, красной) и обращает внимание детей: «Посмотрите, ребята, кто-то побывал у нас в гостях и забыл эти удивительные вещи. Кто бы это мог быть?». Анализируя цвета на палитре, дети вместе с педагогом приходят к выводу, что эти предметы оставила осень. Далее проводится беседа об изменениях в природе осенью и игры по теме занятия. В конце занятия звучит аудиозапись, в которой осень сообщает, что не забыла палитру и кисти, а подарила их детям, чтобы они нарисовали много красивых осенних картин.

Примерная тематика занятий по ознакомлению с окружающим в младших группах ДОУ

Занятия по ознакомлению с окружающим миром включают в себя ознакомление с миром природы и социумом. Тематика их разнообразна и чередуется, так как перспективный план занятий составляют с учётом блочно-тематического планирования. Информация для детей ясельного возраста даётся более просто и обобщённо, а во второй младшей группе вводят более подробные характеристики предметов (мебели, одежды, посуды), рассматриваются не только виды зверей, птиц, но и особенности их поведения, передвижения, питания.

В ходе сюжетно-ролевой игры дети могут познакомиться с профессией врача

Знакомя детей раннего возраста с профессиями, им дают только элементарные знания о действиях (врач лечит, повар готовит еду) и рассказывают, какими инструментами пользуется тот или иной специалист. А уже на следующий год ребятам будет доступна для понимания информация и о том, почему необходимы профессии, какую пользу приносит труд человека, как люди трудятся в природе и дома.

Таблица: пример перспективного плана занятий

Месяц Тема
Сентябрь
  • Наш любимый детский сад.
  • Овощи и фрукты.
Октябрь
  • Осень в гости к нам пришла.
  • Наши друзья - животные.
Ноябрь
  • Дом, в котором я живу.
  • Тропинками поздней осени.
Декабрь
  • Зимушка-зима.
  • Зимние игры и забавы.
Январь
  • Жил-был я.
  • Мир предметов вокруг меня.
Февраль
  • Что такое хорошо, что такое плохо.
  • Моя семья.
Март
  • Наши бабушки и мамы.
  • В гостях у сказки.
Апрель
  • Весна-красна.
  • Береги себя, малыш.
Май
  • Мир профессий.
  • Лето красное идёт, малышей гулять зовёт.

Таблица: картотека тем НОД для первой младшей группы

Тематический блок Тема НОД Программные задачи
Наш любимый детский сад Наша группа
  • Познакомить детей с помещениями группы, их назначением и размещением (игровая комната, спальня, комната гигиены).
  • Дать представление о том, какие действия выполняют в этих помещениях.
  • Учить детей слушать и воспринимать обращения взрослого, отвечать на вопросы, развивать память, умение ориентироваться в пространстве.
  • Воспитывать интерес к окружающему, активность в познании нового.
Овощи и фрукты Что у ёжика в корзинке?
  • Познакомить детей с овощами (морковь, помидор, лук) и фруктами (груша, яблоко), учить различать их по внешнему виду, цвету, форме.
  • Развивать наблюдательность, умение сравнивать, обследовать предметы, делать простые выводы, высказывать своё мнение.
  • Воспитывать положительное отношение к окружающему миру, его разнообразию.
Осень в гости к нам пришла Осень в гостях у малышей
  • Учить находить, различать и называть осенние явления на сюжетной картине (жёлтые и красные листья, грозди рябины, тёмные тучи на небе).
  • Дать представления о деревьях (клён, берёза), изменениях в их виде осенью.
  • Развивать воображение, мышление, воспитывать позитивное отношение к осенним изменениям в природе.
Наши друзья - животные На бабушкином дворе
  • Формировать представления о домашних животных, птицах: их внешнем виде, главных характерных признаках.
  • Развивать навыки звукоподражания, внимание, организованность, связную речь.
  • Воспитывать любовь к животным, желание о них заботиться.
Дом, в котором я живу Наш дом и вещи в нём
  • Расширять представления детей о предметах окружающего мира.
  • Закрепить названия и назначение предметов мебели (шкаф, диван, кровать, стол, стул).
  • Учить сравнивать предметы по высоте (шкаф высокий, а диван низкий).
  • Стимулировать познавательную активность.
  • Воспитывать бережное отношение к предметам домашнего обихода.
Тропинками поздней осени На прогулку мы идём
  • Учить детей понимать простейшие причинно-следственные связи (стало холодно - мы надеваем тёплую одежду, на земле лужицы - нужны резиновые сапожки).
  • Учить использовать в речи обобщающее слово «одежда», различать и называть предметы одежды (брюки, свитер, штаны, шапка, шарф, пальто, куртка).
  • Развивать произвольное внимание, связную речь.
  • Воспитывать бережное отношение к одежде.
Зимушка-зима Снег-снежок, белые дорожки
  • Развивать наблюдательность и познавательный интерес в процессе знакомства с объектом неживой природы - снегом, его свойствами (холодный, тает в тепле).
  • Развивать интерес к простейшему экспериментированию с природным материалом, любознательность, сообразительность.
  • Воспитывать любовь к природе через познание её объектов.
Зимние игры и забавы Покатились санки прямо с горки вниз
  • Учить детей запоминать названия зимних забав (катание на санках, лыжах) и необходимых для этого предметов.
  • Вызвать желание принимать участие в зимних забавах.
  • Закрепить понятия «вверх», «вниз», учить моделировать ситуацию (катание куклы с горки) при помощи игрушек.
  • Воспитывать любовь к зиме как весёлому и красивому времени года.
Жил-был я Девочки и мальчики
  • Дать детям представление о том, что среди них есть девочки и мальчики, учить определять гендерную принадлежность по внешним признакам (девочки носят платья, бантики, а мальчики ходят в брюках, шортах, коротко стригутся).
  • Воспитывать дружелюбное отношение к товарищам по группе.
Мир предметов вокруг меня Наши любимые игрушки
  • Учить детей узнавать игрушки среди других предметов, называть их величину и цвет.
  • Развивать внимание, память, связную речь.
  • Воспитывать бережное отношение к игрушкам.
Что такое хорошо, что такое плохо Наши малыши умеют дружить
  • Дать детям первичное представление о положительных моделях поведения (хорошо дружить, делиться игрушками, помогать друг другу и старшим, быть вежливым, аккуратным).
  • Развивать представление о взаимоотношении людей в социуме на примере коллектива группы.
  • Воспитывать доброжелательность, вежливость, аккуратность.
Моя семья Папа, мама, я - вот моя семья
  • Формировать представление о семье, её членах (папа, мама, сам ребёнок, брат, сестра).
  • Учить ориентироваться в именах ближайших родственников, во взаимоотношениях в семье (любят друг друга, заботятся, вместе живут, отдыхают, взрослые работают по дому, младшие помогают).
  • Развивать речь, мышление.
  • Воспитывать любовь и уважение к родным.
Наши бабушки и мамы Кто о нас заботится?
  • Формировать представление о том, как заботятся об остальных членах семьи бабушки и мамы: готовят, лечат, убирают, стирают.
  • Вызвать желание помогать им, воспитывать чувство благодарности, любовь к близким.
В гостях у сказки Кто в теремке живёт?
  • Закрепить знание знакомых сказок («Курочка Ряба», «Колобок», «Теремок»).
  • Формировать умение узнавать героев и называть, из какой они сказки.
  • Развивать имитационные умения, творческое воображение, мимику, пластику.
  • Прививать интерес к народным традициям.
  • Воспитывать любовь к народной сказке, доброту.
Весна-красна Заглянуло солнышко и в наше окошко
  • Дать детям знания о весенних явлениях и переменах в природе (снег тает, текут ручейки, ярче светит солнышко, появилась первая травка, веселее запели птицы).
  • Развивать наблюдательность, внимание к событиям в окружающем мире.
  • Вызвать радостное чувство от наступления весны.
Береги себя, малыш Транспорт
  • Дать детям представление о грузовом и пассажирском транспорте, его различном назначении (грузовой перевозит различные вещи и материалы, а пассажирский - людей).
  • Учить различать и называть части машин: кабина, кузов, колёса, руль.
  • Ознакомить с элементарными правилами дорожного движения.
  • Учить осторожно вести себя в транспорте и на улице.
Мир профессий Наша няня
  • Формировать представления о труде взрослых на примере работы няни в детском саду.
  • Учить называть изображённое на рисунке действие, предмет-помощник в труде, знать его назначение.
  • Расширить словарный запас названиями предметов, необходимых няне в труде (пылесос, ведро, швабра).
  • Воспитывать уважительное отношение к результатам труда взрослых.
Лето красное идёт, детвору гулять зовёт Скоро лето
  • Дать детям представления о переменах в природе, которые происходят накануне лета (становится тепло, иногда и жарко, все одеты в лёгкую одежду и обувь, появилось много бабочек, цветов, зелёная листва на деревьях).
  • Развивать интерес к окружающему, умение подмечать перемены, озвучивать их.
  • Воспитывать любовь к родной природе, умение видеть её красоту.

Таблица: фрагмент картотеки тем НОД для второй младшей группы (первое полугодие)

Тематический блок Тема НОД Программные задачи
Наш любимый детский сад Как интересно в нашей группе
  • Создать условия для быстрой адаптации дошкольников в детском саду.
  • Дать понятие об уголках и зонах, которые есть в групповой комнате (игровая, книжная, художественная), ознакомить с игрушками, оборудованием, материалами, правилами их использования.
  • Развивать внимание, мышление, умение ориентироваться в окружающей среде, воспитывать бережное отношение к оборудованию групповой комнаты.
Работники нашего детского сада
  • Формировать представления о том, что в детском саду есть люди, которые трудятся, чтобы создать комфортные условия для пребывания тут малышей.
  • Помочь усвоить названия и назначение отдельных помещений (музыкальный и спортивный зал, кухня, прачечная, кабинет медсестры, заведующей).
  • Учить правилам культурного дружелюбного поведения в отношении с детьми и взрослыми.
  • Воспитывать вежливость, уважительное отношение к труду работников детского сада.
Овощи и фрукты Дары хозяйки осени
  • Обогатить и расширить представления детей об овощах, ягодах и фруктах, месте их произрастания, внешнем виде, сходствах и отличиях.
  • Формировать представления о пользе овощей и фруктов, вызвать желание употреблять их в пищу, понимать, почему это необходимо.
  • Воспитывать сознательное отношение к своему здоровью.
Маленькие повара
  • Совершенствовать представления об употреблении овощей и фруктов в пищу (сырыми и для приготовления блюд).
  • Закрепить умение различать некоторые овощи и фрукты на вкус.
  • Развивать внимание, познавательный интерес к осенним дарам природы.
Осень в гости к нам пришла Художница осень
  • Формировать представления о первых признаках осени (листья на деревьях и кустах меняют цвет, опадают, трава жухнет, вянут цветы).
  • Развивать умение воспринимать красоту осени, понимать закономерность её явлений.
  • Воспитывать эстетическое восприятие изменений в природе осенью.
Собираем урожай
  • Познакомить детей с трудом людей на огородах и садах в осенний период.
  • Учить отвечать на вопросы по содержанию сюжетной картины, отгадывать загадки по теме.
  • Подвести к усвоению обобщающих слов «овощи», «фрукты».
  • Развивать связную речь, внимание, память.
  • Воспитывать интерес к труду взрослых, желание оказывать им посильную помощь.
Наши друзья - животные В гости к лесным зверятам
  • Углубить и расширить представления детей о животных леса, их повадках, особенностях внешнего вида.
  • Учить правильно называть животных и их детёнышей.
  • Развивать любознательность, воспитывать любовь к животным.
Деревенский двор и его обитатели
  • Учить детей наблюдать за животным (котёнок, щенок), не пугая и не обижая его, закрепить название частей тела животного.
  • Повторить названия домашних животных и их детёнышей.
  • Воспитывать любовь к живым существам, желание ухаживать за ними.
Дом, в котором я живу Мебель в моём доме
  • Закрепить знание детьми предметов мебели.
  • Учить различать подобные предметы (кресло, табуретка, стул), ознакомить с частями предметов (у стула есть ножки, спинка, сиденье).
  • Ввести обобщающее слово «мебель».
  • Развивать наблюдательность, воображение, познавательную активность.
  • Воспитывать бережное отношение к мебели.
Кукла хочет спать
  • Знакомить детей с предназначением постельных принадлежностей (подушки, одеяла, матраса) и белья (простыни, наволочки, пододеяльника).
  • Развивать наблюдательность, логическое мышление, память, связную речь.
  • Воспитывать интерес к окружающему, доброжелательность, желание помочь.
Тропинками поздней осени Осенняя одежда
  • Дать детям представление о смене одежды в зависимости от сезона.
  • Совершенствовать знания о названии предметов одежды, их назначении.
  • Развивать умение последовательно одеваться на прогулку и раздеваться после неё, аккуратно складывать одежду в шкаф.
  • Воспитывать самостоятельность, аккуратность.
В поисках паутинки
  • Дать детям представление об изменениях в природе поздней осенью (листья опали, спрятались насекомые, часто идёт дождь, стало холодно).
  • Уточнить знания о подготовке зверей и птиц к зиме.
  • Развивать сообразительность при отгадывании загадок.
Зимушка-зима Сказочное путешествие в зимний лес
  • Дать детям представление о происходящих зимой в природе переменах (выпадает много снега, становится очень красиво, но холодно, солнышко почти не греет, день короче).
  • Уточнить представления о зимовке лесных зверей (кто впал в спячку, кто - нет).
  • Воспитывать любовь и интерес к родной природе.
Деревья зимой
  • Расширить знания детей об изменениях, которые произошли в жизни растений зимой.
  • Учить различать деревья по цвету коры, форме кроны, толщине ветвей.
  • Развивать любознательность, внимание к явлениям природы.
  • Воспитывать бережное отношение к живому.
Зимние игры и забавы Мы зимы не боимся
  • Познакомить детей с зимними забавами (катание на санках, коньках, лыжах, игра в снежки).
  • Учить различать оборудование для зимних игр по внешнему виду, знать, как оно применяется, почему имеет такую форму (лыжи загнуты вверх, чтобы не застревали в снегу и т. д.).
  • Развивать связную речь, внимание и мышление.
  • Воспитывать желание участвовать в зимних развлечениях вместе со сверстниками.
Новый год для зверят
  • Уточнить и закрепить знание детьми традиций празднования Нового года.
  • Развивать умение подбирать прилагательные для описания явлений и предметов (ёлочки, игрушек, снега).
  • Развивать мелкую моторику, логическое мышление.
  • Воспитывать желание прийти на помощь, доброту.

Конспекты занятий по ознакомлению с окружающим миром в младших группах ДОУ

Присутствие занятий в образовательном процессе необходимо ещё и потому, что малыши учатся взаимодействовать в коллективе, быть внимательными, организованными. Кроме того, если педагог проводит занятие эмоционально, увлекательно, комбинируя различные виды деятельности, у детей младшего возраста появляется заинтересованность, которая со временем перерастёт в потребность познавать новое, то есть сформируются основы исследовательского поведения.

Текущая страница: 1 (всего у книги 6 страниц) [доступный отрывок для чтения: 2 страниц]

Шрифт:

100% +

Ольга Дыбина

Занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе детского сада

Конспекты занятий

Библиотека «Программы воспитания и обучения в детском саду» под общей редакцией М. А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой

Введение

Данное пособие поможет педагогам успешно организовать работу по ознакомлению детей второй младшей группы с окружающим миром (предметным окружением и явлениями окружающей жизни).

Пособие включает в себя занятия, игры-занятия, дидактические игры для детей 3–4 лет.

Для того чтобы педагогам было легче планировать работу по ознакомлению детей с окружающим миром, мы представляем содержание работы по темам. Для раскрытия каждой темы предлагается примерный ход занятия, игры-занятия или игры. Это дает педагогам возможность проявлять при планировании занятий творчество, включать вариативные игровые, проблемные ситуации. Изучение каждой темы желательно завершать итоговым заданием, в качестве которого можно использовать ребусы, загадки, рисунки-отгадки и т. д. Подобные игровые задания представлены в пособии О.В. Дыбиной «Я узнаю мир»: Рабочая тетрадь для детей 3–4 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

Педагогам следует обратить особое внимание на то, что при ознакомлении детей с окружающим миром нельзя:

Ограничиваться только монологом-рассказом о предметах, явлениях действительности – необходимо включать в занятия как можно больше действий (посидеть на стуле, диване, одеть одежду и походить в ней, пригласить маму, угостить бабушку и т.д.);

Перегружать детей большим количеством вопросов;

Использовать в работе только форму познавательных занятий.

Работу по ознакомлению детей 3–4 лет с окружающим миром необходимо строить в соответствии с их возрастными психологическими особенностями, выбирая адекватные формы, средства, методы и приемы взаимодействия с малышами и стремясь сделать данный процесс более доступным и результативным.

В пособии представлен дополнительный материал – варианты игр, занятий, упражнений, которые можно использовать в работе с детьми вне занятий, на прогулке.

На ознакомление детей второй младшей возрастной группы с окружающим миром (предметным окружением и явлениями окружающего мира) отводится 3 занятия в месяц.

В разработке и апробации занятий по ознакомлению с трудом взрослых участвовал педагогический коллектив ДОУ №179 «Подснежник» города Тольятти, заведующая – Паленова Надежда Петровна, методист – Кузнецова Наталья Григорьевна.

Распределение материала на учебный год

Сентябрь

Занятие 1

Тема «Транспорт»

Программное содержание. Учить детей определять и различать транспорт, виды транспорта, основные признаки (цвет, форма, величина, строение, функции и т.д.)

Занятие 2

(подраздел «Предметное окружение»)

Тема «Мебель»

Программное содержание.

Занятие 3

Тема «Папа, мама, я – семья»

Программное содержание.

Занятие 4

(подраздел «Предметное окружение»)

Тема «Одежда»

Программное содержание.

Занятие 5

(подраздел «Предметное окружение»)

Тема «Чудесный мешочек»

Программное содержание. Дать детям понятие о том, что одни предметы сделаны руками человека, другие предметы созданы природой.

Занятие 6

(подраздел «Явления окружающей жизни»)

Тема «Кто в домике живет?»

Программное содержание. Учить детей запоминать имена товарищей, обращать внимание на черты их характера, особенности поведения.

Занятие 7

(подраздел «Предметное окружение»)

Тема «Помогите Незнайке»

Программное содержание. Побуждать детей определять, различать и описывать предметы природного и рукотворного мира.

Занятие 8

(подраздел «Предметное окружение»)

Тема «Теремок»

Программное содержание. Знакомить детей со свойствами дерева, со структурой его поверхности.

Занятие 9

(подраздел «Явления окружающей жизни»)

Тема «Варвара-краса, длинная коса»

Программное содержание. Знакомить детей с трудом мамы, дать представление о том, что мама проявляет заботу о своей семье, о своем любимом ребенке. Формировать уважение к маме.

Занятие 10

(подраздел «Предметное окружение»)

Тема «Найди предметы рукотворного мира» Программное содержание. Побуждать детей определять, различать и описывать предметы природного мира и рукотворного мира.

Занятие 11

(подраздел «Явления окружающей жизни»)

Тема «Хорошо у нас в детском саду»

Программное содержание. Учить детей ориентироваться в некоторых помещениях дошкольного учреждения. Воспитывать доброжелательное отношение, уважение к работникам дошкольного учреждения.

Занятие 12

(подраздел «Явления окружающей жизни»)

Тема «Наш зайчонок заболел»

Программное содержание. Дать детям представление о том, что мама проявляет заботу о своей семье, о своем любимом ребенке; мама умеет осматривать горло, кожу, ставить градусник, измерять температуру, ставить горчичники. Формировать уважение к маме.

Занятие 13

(подраздел «Предметное окружение»)

Тема «Деревянный брусочек»

Программное содержание. Продолжать знакомить детей с некоторыми свойствами дерева; учить выделять признаки дерева.

Занятие 14

(подраздел «Явления окружающей жизни»)

Тема «Приключение в комнате»

Программное содержание. Продолжать знакомить детей с трудом мамы дома (убирается, моет посуду, чистит ковры, палас, ухаживает за комнатными растениями, вытирает пыль, стирает и гладит белье). Формировать уважение к маме, желание помогать ей в работе по дому.

Занятие 15

(подраздел «Предметное окружение»)

Тема «Радио»

Программное содержание. Побуждать детей составлять рассказы о предмете с опорой на алгоритм (условные символы: материал, назначение, составные части, принадлежность к природному или рукотворному миру), определять обобщающее слово для группы предметов.

Занятие 16

(подраздел «Предметное окружение»)

Тема «Смешной рисунок»

Программное содержание. Знакомить детей со свойствами бумаги, со структурой ее поверхности.

Занятие 17

(подраздел «Явления окружающей жизни»)

Тема «Мой родной город»

Программное содержание. Учить детей называть родной город (поселок). Дать элементарные представления о родном городе (поселке). Подвести детей к пониманию того, что в городе много улиц, многоэтажных домов, разных машин. Воспитывать любовь к родному городу (поселку).

Занятие 18

(подраздел «Явления окружающей жизни»)

Тема «Вот так мама, золотая прямо!»

Программное содержание. Продолжать знакомить детей с трудом мам и бабушек, показать их деловые качества; формировать уважение к маме и бабушке, желание рассказывать о них.

Занятие 19

(подраздел «Предметное окружение»)

Тема «Золотая мама»

Программное содержание. Знакомить детей со свойствами ткани, со структурой ее поверхности.

Занятие 20

(подраздел «Явления окружающей жизни»)

Тема «Как мы с Фунтиком возили песок»

Программное содержание. Дать детям представление о том, что папа проявляет заботу о своей семье; папа умеет управлять машиной, перевозить груз и людей – он шофер в своем доме. Формировать уважение к папе.

Занятие 21

(подраздел «Явления окружающей жизни»)

Тема «Что мы делаем в детском саду»

Программное содержание. Продолжать знакомить детей с трудом работников дошкольного учреждения – воспитателей, учить называть воспитателей по имени, отчеству, обращаться к ним на «вы». Воспитывать уважение к воспитателю, к его труду.

Занятие 22

(подраздел «Предметное окружение»)

Тема «Тарелочка из глины»

Программное содержание. Знакомить детей со свойствами глины, со структурой ее поверхности.

Занятие 23

(подраздел «Явления окружающей жизни»)

Тема «Няня моет посуду»

Программное содержание. Продолжать знакомить детей с трудом работников дошкольного учреждения – помощников воспитателей; учить называть их по имени, отчеству, обращаться к ним на «вы»; показать отношение взрослого к труду. Воспитывать уважение к помощнику воспитателя и к его труду.

Занятие 24

(подраздел «Предметное окружение»)

Тема «Что лучше: бумага или ткань?»

Программное содержание. Закреплять знания детей о бумаге и ткани, их свойствах и качествах; учить устанавливать отношения между материалом, из которого изготовлен предмет, и способом использования предмета.

Занятие 25

(подраздел «Предметное окружение»)

Тема «Подарки для медвежонка»

Программное содержание. Закреплять знания детей о свойствах различных материалов, структуре их поверхности. Совершенствовать умения детей различать материалы, производить с ними разнообразные действия.

Занятие 26

(подраздел «Явления окружающей жизни»)

Тема «Подарок для крокодила Гены»

Программное содержание. Познакомить детей с трудом повара, показать важность положительного отношения взрослого к своей работе. Воспитывать интерес к трудовой деятельности взрослых.

Занятие 27

(подраздел «Предметное окружение»)

Тема «Опиши предмет»

Программное содержание. Совершенствовать умения детей вычленять существенные признаки предмета, устанавливать элементарные причинно-следственные связи между предметами.

Примерные конспекты занятий

Сентябрь

Занятие 1

Тема «Транспорт»

Программное содержание. Учить детей определять и различать транспорт, виды транспорта, выделять основные признаки (цвет, форма, величина, строение, функции и т.д.).

Материал. Картинки с изображением самолета, автомобиля, автобуса; фланелеграф, игрушки – самолет, автомобиль, автобус.

Ход занятия

В гости к ребятам приходит Котик (ребенок подготовительной группы к школе в костюме кота). Котик пришел с подарками: принес загадки, предметные картинки.

Воспитатель . Наш котик любит загадывать загадки. Попробуйте отгадать их.

Котик .


Не летит, не жужжит,
Жук по улице бежит.
И горят в глазах жука.
Два блестящих огонька.
(Автомобиль)

Воспитатель предлагает детям найти отгадку среди разложенных перед ними предметных картинок и поднять нужную картинку. Дети находят отгадку, один ребенок выкладывает на фланелеграф картинку с изображением автомобиля.


Что за чудо – синий дом,
Ребятишек много в нем.
Носит обувь из резины
И питается бензином.
(Автобус)

Воспитатель предлагает детям найти отгадку и поднять нужную картинку. Дети находят отгадку, один ребенок выкладывает на фланелеграф картинку с изображением автобуса.

Котик загадывает следующую загадку:


Смело в небе проплывает,
Обгоняя птиц полет.
Человек им управляет.
Что же это?
(Самолет)

Воспитатель предлагает детям найти отгадку и поднять нужную картинку. Дети находят отгадку, один ребенок выкладывает на фланелеграф картинку с изображением самолета.

Котик и воспитатель предлагают детям рассказать об автомобиле, автобусе, самолете, но сначала Котик просит детей прослушать, как он умеет рассказывать о транспорте: «Это автобус, он синий, у него есть колеса, кабина, окна, двери, управляет автобусом шофер». Затем каждый ребенок рассказывает о понравившихся видах транспорта. Котик и воспитатель хвалят ребят и дарят им картинки с изображением транспорта (детям разрешается взять картинки домой).

Занятие 2

Тема «Мебель»

Программное содержание. Учить детей определять и различать мебель, виды мебели, выделять основные признаки предметов мебели (цвет, форма, величина, строение, функции и т.д.); группировать предметы по признакам.

Материал. Посылочный ящик, предметы кукольной мебели (стул, стол, кровать, диван, шкаф); кукольная комната, кукла Катя в кроватке; муляжи овощей (огурец, морковь, репа) и фруктов (яблоко, груша, банан), 2 подноса.

Ход занятия

Воспитатель обращает внимание детей на нарядную куклу Катю, говорит, что у куклы сегодня день рождения. Раздается стук в дверь. Приходит почтальон и приносит для куклы Кати посылку – подарок ко дню рождения от друзей. Кукла Катя и дети рассматривают посылку. В посылочном ящике лежит кукольная мебель и угощение для праздничного стола.

Кукла Катя просит детей помочь ей расставить новую мебель в кукольной комнате и выложить на поднос угощение.

Все предметы дети делят на группы, сопровождая свои действия обобщающими словами («это мебель», «это овощи», «это фрукты»). Дети расставляют мебель в кукольной комнате, называя все виды представленной мебели. Затем раскладывают на один поднос овощи, на другой – фрукты.

Воспитатель предлагает детям рассказать о предмете мебели (например кровати, столе), о его цвете, форме, величине, строении и способе использования. Например: «Это кровать, она белого цвета, у нее есть спинка, ножки, матрац».

Затем дети накрывают на стол, поздравляют куклу Катю с днем рождения. Далее по желанию детей разворачивается сюжетно-ролевая игра «День рождения».

Занятие 3

Тема «Папа, мама, я – семья»

Программное содержание. Формировать первоначальные представления о семье. Воспитывать у ребенка интерес к собственному имени.

Материал. Кукла Катя, фотоальбом с семейными фотографиями детей группы.

Предварительная работа. Индивидуальные беседы с детьми на тему «Твоя семья» (С кем ты живешь? Есть ли у тебя бабушка, дедушка? Как зовут маму, папу? Есть ли у тебя брат, сестра?)

Ход занятия

Создается игровая ситуация: дети вместе с воспитателем рассматривают фотоальбом «Моя семья» с семейными фотографиями детей группы. В группу «входит» кукла Катя, приветствует ребят.

Воспитатель обращает внимание ребят на куклу Катю, ее расстроенный голос. Дети вместе с воспитателем спрашивают у Кати, чем она расстроена.

Кукла Катя сообщает детям, что она рассержена на своих маму и папу, потому что они не купили ей желанные игрушки.

Воспитатель предлагает детям расспросить куклу Катю о ее маме и папе, попросить назвать имена ее родителей. Кукла Катя сообщает детям имена своих родителей и просит ребят назвать имена их мам и пап.

Дети находят фотографии своих близких в фотоальбоме, показывают кукле Кате и называют их имена («На фотографии моя мама, ее зовут Валентина», «Это мой папа, его зовут Михаил» и т.д.).

Кукла Катя предлагает ребятам вспомнить ситуации, когда родители не смогли купить им желанные игрушки, и рассказать, как они поступили в этой ситуации. Дети с помощью воспитателя рассказывают о ситуациях (обижались, плакали, кричали, топали ногами, если родители не покупали игрушки, и т. д.).

Воспитатель предлагает им подумать, правильно ли поступают дети, требуя игрушки, и подводит к пониманию того, что родители заботятся о них, и когда наступают праздники, мамы и папы радуют своих детей подарками-игрушками.

Кукла Катя рассказывает, что, когда у нее был день рождения, мама и папа купили ей набор детской мебели. Поздравляя ее, они называли Катю «доченька, Катюша, Катенька». Воспитатель предлагает детям вспомнить, что им дарили родители на день рождения и как ласково, с любовью поздравляли (например, «Мне подарили красивую куклу, и называли меня „доченька, Машенька, солнышко“»).

Воспитатель вместе с детьми рассматривает их семейные фотографии. Просит назвать всех членов семьи, их имена. Подводит детей к пониманию того, что мама, папа, дочка, сын – это семья; что есть семьи маленькие и большие. Воспитатель просит каждого ребенка вспомнить и определить, какая у него семья – маленькая или большая, назвать всех членов семьи по именам. Например: «У нас большая семья: мама Таня, папа Коля, я – Света, братик Олежек, бабушка Нина и дедушка Сережа», «У нас семья маленькая: мама Ирина, папа Саша и я, Денис».

Затем воспитатель проводит игру «Чьи вещи?», в которой дети должны определить предметы, принадлежащие их близким. Ребята рассматривают предметы, принесенные из дома: бусы, очки, клубки, книги, салфетки и др. По сигналу педагога: «Света, найди вещи своей бабушки» или «Денис, найди вещи своего папы» – дети находят нужные вещи. Выигрывает тот, кто быстро и правильно нашел вещи членов своей семьи.

В конце занятия воспитатель подводит детей к выводу: папа, мама, дети, бабушки, дедушки – это семья, все члены которой любят друг друга, заботятся и помогают друг другу.

Воспитатель. Ребята, у наших кукол тоже есть своя кукольная семья и у них сегодня семейный праздник – день рождения младшей дочки Кати. Они пригласили нас на праздник.

Занятие 4

Тема «Одежда»

Программное содержание. Упражнять детей в умении определять и различать одежду, выделять основные признаки предметов одежды (цвет, форма, строение, величина); группировать предметы по признакам.

Материал. Посылочный ящик, предметы кукольной одежды (рубашка, платье, шуба, юбка, кофта, брюки), муляжи овощей (морковь, помидор, огурец, репа), поднос, коробочка, предметные картинки (мебель, одежда, транспорт).

Ход занятия

В группу приходит почтальон, приносит детям посылку и письмо от Незнайки. В письме Незнайка просит ребят помочь ему разложить предметы на две группы: «Овощи» и «Одежда». Воспитатель открывает посылку, предлагает детям рассмотреть предметы и достать их.

Дети делят все предметы на группы, сопровождая свои действия обобщающими словами («это одежда», «это овощи»). Дети раскладывают одежду, называя все виды представленной одежды; раскладывают овощи, называя их.

Воспитатель предлагает детям рассказать о предмете одежды (например кофте, платье, рубашке), о его цвете, форме, величине, строении и способе использования. Например: «Это рубашка, она белого цвета, у нее есть ворот, рукава, пуговицы, она сшита из ткани, ее надевают на тело и т. д.»

Воспитатель проводит игру: «Кто быстрее?», в которой дети упражняются в умении объединять предметы в группы по способу их использования. Педагог раздает всем игрокам предметные картинки с изображением предметов мебели, одежды, транспорта и т. д. Предлагает рассмотреть изображения на картинках. Знакомит с правилами игры – по сигналу: «Раз, два, три» дети должны выполнить названные действия:

«Раз, два, три» – все, у кого есть предметы мебели, ко мне бегите!»,

«Раз, два, три» – все, у кого есть предметы одежды, ко мне бегите!»,

«Раз, два, три» – все, у кого есть предметы транспорта, ко мне бегите!»

Занятие 5

Тема «Чудесный мешочек»

Программное содержание. Дать детям понятие о том, что одни предметы сделаны руками человека, другие созданы природой.

Материал. Мешок с предметами: кукольной посудой (кастрюля, сковородка, поварешка, нож, ложка, вилка) и муляжами овощей (морковь, огурец, редис, помидор); два подноса с символами «рукотворный мир» и «природный мир».

Ход занятия

Воспитатель показывает детям завязанный мешок и говорит: «Посмотрите, какой мешок нам прислал зайчик. Зайчик попросил нас помочь ему. Вот какая с ним приключилась история. Ехал дедушка с базара через лес. Вез он в мешке покупки для своей старухи, да не заметил, как обронил мешок. Лежит мешок под кустиком, а мимо зайчик скачет. Любопытно зайчику: что же в мешке? Заглянул в него и решил: то, что выросло на грядке, возьму себе, а то, что куплено в посудной лавке, пусть в мешке остается. Будет дедушка потерю искать, найдет и бабушке отвезет. Ей на кухне без этих предметов никак не обойтись. Как вы думаете, что же было в мешке? (Овощи, посуда.) Почему вы так думаете? Откуда взялись овощи на базаре? (Они выросли на грядке, их привезли на продажу.) Почему зайчик решил взять себе то, что растет на грядке? (Это съедобно.) Для чего нужны овощи? (Ответы детей.) Ребята, предметы, которые человек получает от природы и не делает своими руками, можно назвать „предметы, созданные природой“. Их можно отнести к природному миру.

Почему зайчику не понадобилась посуда? (Он зверь, живет в лесу, пищу не варит, ест сырые овощи.) Для чего нужна посуда? Откуда она взялась в магазине? (Ее сделали мастера из металла и привезли продавать.) Ребята, предметы, которые человек делает своими руками, можно назвать „предметы, созданные руками человека“. Их можно отнести к рукотворному миру

Вот какой мешок зайчик нашел в лесу. Давайте поможем ему узнать, что лежит в мешке, и поделим предметы так: предметы природного мира – овощи – положим на один поднос, то есть оставим зайчику, а предметы рукотворного мира – посуду – сложим на другой поднос, а потом положим обратно в мешок для бабушки».

Дети по очереди подходят к мешку, опускают в него руку, нащупывают предмет, перечисляя при этом выявленные признаки, называют предмет, определяют, к какому миру он относится: рукотворному или природному.

Воспитатель задает наводящие вопросы, чтобы детям было легче определить размер предмета, его форму: «Какой предмет: твердый или мягкий? Длинный или короткий? Маленький или большой? Этот предмет круглый? Какие у него есть части? Что с этим предметом можно делать? Для чего он нужен? Как называется? К природному или рукотворному миру относится этот предмет?»

Ребенок достает предмет, убеждается в том, что правильно его назвал, и кладет на соответствующий поднос.

После того как все предметы названы и разложены по подносам, воспитатель подводит итог: «Что мы положили на этот поднос? Это предметы природного или рукотворного мира? Почему вы так думаете? Какой поднос мы оставим зайчику? Какой поднос отдадим для бабушки?» (Ответы детей.)

Наталья Володина
«Путешествие в мир игрушек». Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в первой младшей группе

Конспект НОД по окружающему миру

Тема : «Путешествие в мир игрушек »

Возраст : первая младшая группа

Цель : Формировать у детей представление об игрушках .

Задачи :

1) Обучающая (игрушки )

2) Развивающая

3) Воспитывающая игрушкам ;

Предварительная работа

Материалы и оборудование : картинки с изображениями; игрушки

1. Организационный момент

Дети : Здравствуйте!

2. Основная часть

игрушки . А вот какие там игрушки вам надо угадать ?

Первая загадка

Дети : Мячик!

Воспитатель

Наша Таня громко плачет :

Уронила в речку мячик.

-Тише, Танечка, не плачь :

Не утонет в речке мяч.

Подвижная игра : «Мячики»

Воспитатель : Молодцы, слушаем следующую загадку :

Что это за игрушка ?

Дети : Зайка!

Воспитатель

зайку :

Зайку бросила хозяйка

Под дождем остался зайка.

Со скамейки слезть не мог,

Весь до ниточки промок.

Воспитатель :

игрушки забывать ?

Воспитатель : Слушаем следующую загадку :

Он странный и красивый,

«иго-го»

Кто узнал его…

Дети : Лошадка!

Воспитатель

Я люблю свою лошадку,

Причешу ей шерстку гладко,

Гребешком приглажу хвостик

И верхом поеду в гости.

Воспитатель

Вот еще одна загадка :

Бурый косолапый

По лесу идет

Любит одолжить он

У лесных пчел мед.

Что это за игрушка ?

Дети : Мишка!

Воспитатель

Уронили мишку на пол,

Оторвали мишке лапу.

Все равно его не брошу

Потому что он хороший.

Физминутка : «Мишка»

Воспитатель

Мишка косолапый, по лесу идет

Воспитатель

3. Итоговая

Воспитатель путешествовать !

Тема : «Путешествие в мир игрушек »

Возраст : первая младшая группа

Цель : Формировать у детей представление об игрушках .

Задачи :

1) Обучающая : закреплять умения описывать предметы (игрушки ) ; продолжать учить детей разгадывать загадки;

2) Развивающая : развивать интерес к стихотворениям, память, мышление, речь;

3) Воспитывающая : воспитывать положительные черты качеств; воспитывать бережное отношение к игрушкам ;

Предварительная работа : чтение стихотворений А. Барто

Материалы и оборудование : картинки с изображениями; игрушки : зайка, лошадка, мишка, мячик.

1. Организационный момент

Ребятки, сегодня к нам пришли на занятие гости, поздоровайтесь с ними.

Дети : Здравствуйте!

2. Основная часть

Посмотрите, какой у меня есть волшебный мешочек, он не простой, а волшебный, там лежат игрушки . А вот какие там игрушки вам надо угадать ?

Первая загадка

Его пинают, а он не плачет, его бросают назад скачет.

Дети : Мячик!

Воспитатель : Посмотрите, какой он красивый. Какого он цвета? Какой по форме? Большой или маленький? А стишок про мячик знаете? Давайте прочитаем его?

Наша Таня громко плачет :

Уронила в речку мячик.

-Тише, Танечка, не плачь :

Не утонет в речке мяч.

Подвижная игра : «Мячики»

Давайте мы сейчас все вместе превратимся в мячики и попрыгаем!

Воспитатель : Молодцы, слушаем следующую загадку :

Комочек пуха, длинное ухо. Прыгает ловко, грызет морковку!

Что это за игрушка ?

Дети : Зайка!

Воспитатель : Посмотрите, какой он красивый. Какие ушки у зайчика? А хвостик?

А теперь прочтем стихотворения про зайку :

Зайку бросила хозяйка

Под дождем остался зайка.

Со скамейки слезть не мог,

Весь до ниточки промок.

Воспитатель :

Хорошо ли поступила хозяйка с зайкой? Можно ли свои игрушки забывать ?

Воспитатель : Слушаем следующую загадку :

Он странный и красивый,

У него густая грива, и кричит он «иго-го»

Кто узнал его…

Дети : Лошадка!

Воспитатель : Правильно это лошадка. Посмотрите, какая у меня лошадка. Красивая? Большая? А стишок знаете про лошадку?

Давайте прочитаем стихотворение!

Я люблю свою лошадку,

Причешу ей шерстку гладко,

Гребешком приглажу хвостик

И верхом поеду в гости.

Воспитатель : А в этом стихотворении хороший хозяин лошадки?

Вот еще одна загадка :

Бурый косолапый

По лесу идет

Любит одолжить он

У лесных пчел мед.

Что это за игрушка ?

Дети : Мишка!

Воспитатель : Правильно Мишка! Большой или маленький? А про Мишку знаете стишок?

Уронили мишку на пол,

Оторвали мишке лапу.

Все равно его не брошу

Потому что он хороший.

Физминутка : «Мишка»

Воспитатель : Все загадки разгадали, теперь можно отдохнуть, мы все с вами будем мишками, встаем и подходим ко мне на ковер.

Мишка косолапый, по лесу идет

Шишки собирает и в карман кладет

Вдруг упала шишка, мишке прямо в лоб

Мишка рассердился и ногою топ.

Больше я не буду шишки собирать

Сяду я в машину и поеду спать!

Воспитатель : Отдохнули, а теперь садитесь на места.

3. Итоговая

Воспитатель : На этом наше занятие подошло к концу. Вам понравилось? В следующий раз мы с вами снова отправимся путешествовать !

Конспект НОД в группе раннего возраста по ознакомлению с окружающим миром по теме «В гости к сказке»

Автор : Фомина Татьяна Леонидовна, воспитатель МБДОУ «Детский сад №86», г. Миасс, Челябинская область.
Описание материала : Предлагаю вам конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению детей раннего возраста (1-2 лет) с окружающим миром «В гости к сказке». Данный материал будет полезен для воспитателей групп младшего возраста. Этот конспект направлен на расширение знаний детей об окружающем мире.

Конспект НОД в 1 младшей группе по ознакомлению с окружающим миром по теме «В гости к сказке»

Интеграция образовательных областей : «Коммуникация», «Познание», «Социализация».
Цель : расширять знания об окружающем мире;
Задачи :
Образовательные : учить детей понимать и отвечать на простые, по форме и содержанию, вопросы воспитателя; учить детей четко и громко произносить знакомые слова и названия предметов.
Развивающие : развитие воображение, речи,
Воспитательные : воспитывать у детей бережное отношение к окружающему миру.
Предварительная работа : беседа с детьми
Методические приемы :
- показ, рассматривание;
- беседа с детьми;
- индивидуальная работа;
- использование художественного слова.
Воспитатель : « Ребята, сегодня мы с вами поедем в гости к сказке. А поедем мы на машине. Вот это у меня руль. Вам я сейчас тоже их раздам. (раздает детям рули и обращает внимание каждого ребенка на цвет руля).
Песня «Машина»
В машине, машине шофер сидит.
Машина, машина идет гудит.
Би-би-би, би-би-би.
Вот поле, вот речка, вот лес густой,
Приехали дети, машина стой!
Воспитатель : (Поднимает красный цвет от светофора)

«Вот мы и приехали. Загорелся красный цвет у светофора. Остановка. Ребята, посмотрите, как красиво. Мы приехали в сказку. Посмотрите, как много шаров: красных, желтых, зеленых». А это что такое?
Дети : «Книга».
Воспитатель : «Правильно, молодцы!» (индивидуальная работа)

«А какая книга?»
Дети : «Большая».
Воспитатель : «Молодцы! Покажите, какая она большая. Еще красивая.
(индивидуальное обращение к детям)
«Ребята, давайте посмотрим, что там нарисовано. А книга еще не простая, а волшебная. (Открывает первую картинку)
«Ребята, что нарисовано на картинке?»
Дети : «Пирамидка».
Воспитатель : «Правильно. (Индивидуальное обращение к детям)
В этой книге и картинки непростые, а волшебные. А чтобы они ожили, мы с вами потопаем, похлопаем, покружимся. Посмотрите, вот так чудо. Что это?
Дети : «Пирамидка».
Воспитатель : «Правильно, это игрушка – пирамидка. Скажите, а какая она?»
Дети : «Большая, красивая».
Воспитатель : «Молодцы, а сколько колечек у пирамидки?»
Дети : «Много».
Воспитатель : «Правильно, они красные, желтые, зеленые, синие….
Поднимаю пирамидку высоко,
Разлетаются колечки далеко.
Ребята, посмотрите, колечки круглые, их можно покатать (дети катают).
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем все колечки собирать.
(Дети собирают пирамидку, воспитатель обращает внимание детей на цвет и величину колечек).
Мы колечки собирали,
Их на стержень надевали,
Дружно, весело, с улыбкой,
Мы собрали пирамидку.
Ребята, давайте посмотрим вторую картинку. Это кто нарисован?
Дети : « Дед, баба».
Воспитатель : «Правильно. (Индивидуальное обращение к детям) А это кто?»
Дети : «Печка».
Воспитатель : «Правильно. (Индивидуальное обращение к детям) Она горячая, осторожно, потрогайте ее. А теперь давайте погреемся.

Ча-ча-ча-ча печка очень горяча,
Чи-чи-чи-чи печет печка калачи,
Чу-чу-чу-чу будет всем по калачу,
Чо-чо-чо осторожно, горячо!
Дуем все.
Ну, что, согрелись? Молодцы. Пойдемте дальше, посмотрим нашу книгу. Может там еще кто-то спрятался? Сначала отгадайте загадку: «Прыгает ловко, любит морковку. Кто это?»
Дети : «Зайка».
Воспитатель : «Молодцы. Вот посмотрите, он нарисован на картинке. Ой, чьи это ушки торчат? (выскакивает зайка). Ребята, а зайка хочет с вами поиграть. Давайте вы тоже будете зайками. Присели все. (Звучит песенка).
Под кустами на пригорке мы сидим,
Наши маленькие норки сторожим.
Да-да-да.
Лапкой умываемся прилежно мы,
В гости собираемся сегодня мы.
Заиньки белые, заиньки смелые
Да-да-да.
Воспитатель : «Ребята, а что зайки любят кушать?»
Дети : «Морковку»
Воспитатель : «Молодцы. Давайте угостим его морковкой. Зайка говорит вам «Спасибо». Ой, посмотрите, у светофора загорелся зеленый цвет. Нам пора ехать.
(Раздает всем рули, дети «уезжают» под песню «Машина»).

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром

В первой младшей группе.

Тема: «К Зайке на полянку»

Расширять представления детей об окружающем мире. Познакомить детей с дикими животными, учить детей различать и

Называть части тела животного (хвостик, лапки, ушки, голова,

туловище).

Активизировать словарный запас детей новыми словами (шерстка,

пушистый, мягкий).

Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Познание»,

«Социализация».

Образовательные: дать знание о диких животных, развивать речь,

Учить слушать воспитателя, отвечать на вопросы,

Повторять за воспитателем, учить выполнять игровые

действия, воспитывать любовь к животным, желание

Заботиться о них. Развитие мелкой моторики рук.

Развивающие: Развивать речевые навыки, запоминать новые слова.

Воспитательные: Воспитывать желание заботиться о животных, кормить их.

Предварительная работа: беседа с детьми о животных, просмотр картинок с изображением животных.

Демонстрационный материал: игрушка заяц, лиса, медведь. Небольшая

полянка с пеньком, деревцами, цветами.

Ход занятия:

Детки вместе с воспитателем проходят на полянку, рассаживаются вокруг.

На полянке сидит зайчик.

Вос-ль: В гости мы пришли к зайчишке,

Длинноухому шалунишке

Живет заинька в лесу

Боится заинька лису.

Ребята, давайте поздороваемся с зайкой. – Здравствуй, зайка (дети повторяют). Давайте детки рассмотрим зайку.

Какая у зайки шерстка? (серая, белая, пушистая, мягкая, теплая).

Это что? (показывает уши) ответы детей – ушки, какие у зайки ушки? – длинные.

Это что? –хвостик. Хвостик какой? – ответы детей – маленький, пушистый,

Коротенький.

А это что? Правильно, глазки. Глазки какие? – веселые, блестящие, черные.

Это что? Правильно, носик Какой носик? Ответы – маленький, круглый,

Детки, а как ласково назвать зайку? Ответы – зайка, зайчонок, заинька.

Воспит. Читает стихотворение-

Под кустом, белый зайка сидит,

У него, хвостик дрожит…

Детки, давайте покажем, как дрожит хвостик у зайки

Артикуляционная гимнастика язычком:

(Язычок влево, вправо).

Игра с движениями. «Зайка серенький сидит»

Воспит. Зайка серенький сидит и ушами шевелит

Вот так вот так он ушами шевелит.

Зайке холодно сидеть нужно лапки погреть вот так вот так нужно лапки погреть.

Зайке холодно стоять хочет зайка поскакать

Вот так вот так хочет зайка поскакать.

(дети за воспитателем повторяют движения)

Проголодался наш зайка,

Ну ка, отгадайте, что любит кушать зайка?

(воспит. Показывает – помидор)

Зайка кушает помидор?

Дети- нет.

Может зайка кушает колбаску?

Дети – нет.

Может зайка кушает конфеты?

Дети – нет.

А что же кушает зайка?

Дети – морковку, капусту.

Молодцы, вы знаете, что кушает зайка. Давайте угостим зайку морковкой,

Капустой, а сами поиграем.

Детки, посмотрите внимательно, а кто еще есть на полянке?

Дети: мишка.

Правильно, но мы мишку трогать не будем, пусть мишка спит.

А кто еще?

Дети – лисичка!

Лисичка - сестричка, рыжий -хвостик, хитрые - глазки. А покажите мне, как умеет лисичка ходить

Дети на носочках ходят по полянке,

А как она крадется?

Дети на согнутых ножках ходят.

Молодцы. А давайте пригласим зайку, лисичку и поиграем с ними в игру.

Игра: «Зайка и лиса».

После игры, дети угощают зайку и лисичку морковкой. Воспитатель угощает деток морковкой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДЕТСКИЙ САД ПЕРВОЙ КАТЕГОРИИ «КОЛОКОЛЬЧИК»

В первой младшей группе.

Тема: «К Зайке на полянку»

Воспитатель: Мышанская Н.В.

Станица Тацинская

Сентябрь 2019г.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром

В первой младшей группе.

Тема: «К Зайке на полянку»

Цель:

Расширять представления детей об окружающем мире. Познакомить детей с дикими животными, учить детей различать и

Называть части тела животного (хвостик, лапки, ушки, голова,

туловище).

Активизировать словарный запас детей новыми словами (шерстка,

пушистый, мягкий).

Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Познание»,

«Социализация».

Задачи:

Образовательные: дать знание о диких животных, развивать речь,

Учить слушать воспитателя, отвечать на вопросы,

Повторять за воспитателем, учить выполнять игровые

действия, воспитывать любовь к животным, желание

Заботиться о них. Развитие мелкой моторики рук.

Развивающие: Развивать речевые навыки, запоминать новые слова.

Воспитательные: Воспитывать желание заботиться о животных, кормить их.

Предварительная работа: беседа с детьми о животных, просмотр картинок с изображением животных.

Демонстрационный материал: игрушка заяц, лиса, медведь. Небольшая

полянка с пеньком, деревцами, цветами.

Ход занятия:

Детки вместе с воспитателем проходят на полянку, рассаживаются вокруг.

На полянке сидит зайчик.

Вос-ль: В гости мы пришли к зайчишке,

Длинноухому шалунишке

Живет заинька в лесу

Боится заинька лису.

Ребята, давайте поздороваемся с зайкой. – Здравствуй, зайка (дети повторяют). Давайте детки рассмотрим зайку.

Какая у зайки шерстка? (серая, белая, пушистая, мягкая, теплая).

Это что? (показывает уши) ответы детей – ушки, какие у зайки ушки? – длинные.

Это что? –хвостик. Хвостик какой? – ответы детей – маленький, пушистый,

Коротенький.

А это что? Правильно, глазки. Глазки какие? – веселые, блестящие, черные.

Это что? Правильно, носик Какой носик? Ответы – маленький, круглый,

Черный.

Детки, а как ласково назвать зайку? Ответы – зайка, зайчонок, заинька.

Воспит. Читает стихотворение-

Под кустом, белый зайка сидит,

У него, хвостик дрожит…

Детки, давайте покажем, как дрожит хвостик у зайки

Артикуляционная гимнастика язычком:

(Язычок влево, вправо).

Игра с движениями. «Зайка серенький сидит»

Воспит. Зайка серенький сидит и ушами шевелит

Вот так вот так он ушами шевелит.

Зайке холодно сидеть нужно лапки погреть вот так вот так нужно лапки погреть.

Зайке холодно стоять хочет зайка поскакать

Вот так вот так хочет зайка поскакать.

(дети за воспитателем повторяют движения)

Проголодался наш зайка,

Ну ка, отгадайте, что любит кушать зайка?

(воспит. Показывает – помидор)

Зайка кушает помидор?

Дети- нет.

Может зайка кушает колбаску?

Дети – нет.

Может зайка кушает конфеты?

Дети – нет.

А что же кушает зайка?

Дети – морковку, капусту.

Молодцы, вы знаете, что кушает зайка. Давайте угостим зайку морковкой,

Капустой, а сами поиграем.

Детки, посмотрите внимательно, а кто еще есть на полянке?

Дети: мишка.

Правильно, но мы мишку трогать не будем, пусть мишка спит.

А кто еще?

Дети – лисичка!

Лисичка - сестричка, рыжий -хвостик, хитрые - глазки. А покажите мне, как умеет лисичка ходить

Дети на носочках ходят по полянке,

А как она крадется?

Дети на согнутых ножках ходят.

Молодцы. А давайте пригласим зайку, лисичку и поиграем с ними в игру.

Игра: «Зайка и лиса».

После игры, дети угощают зайку и лисичку морковкой. Воспитатель угощает деток морковкой.