Опыт с кинетическим песком. Опыт работы на тему «Кинетический песок как средство развития познавательной и эмоциональной сферы дошкольника Игры с цветным песком

Учреждение «Отдел образования администрации Волжского муниципального района»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 5 «Колокольчик» общеразвивающего вида

с.Эмеково Волжский муниципальный район Республики Марий Эл

Опыты с песком

Конспект познавательной деятельности

Выполнила: воспитатель СергееваЛ.С.

Игра

Летела пташечка,

Сизая касаточка,

Перед восходом солнышка,

Перед восходом красного.

Летела из-за морюшка,

Обронила перышко.

Кто перышко найдет

Тот плясать пойдет.

ЦЕЛЬ. П ознакомить детей со свойствами песка; обучать навыкам проведения лабораторных опытов.

Задачи: Учить сравнивать два противоположных по качеству вещества и находить различия между ними. Побуждать интерес к окружающему миру. Видеть удивительное в обычных вещах. Познакомить с новым словом «бархан». З акрепить умения работать с посудой, соблюдать меры безопасности, развивать наблюдательность детей, умения сравнивать, анализировать, устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы, активизировать и обогащать словарный запас существительными, прилагательными и глаголами по теме занятия.

Материалы и оборудование: сухой чистый песок, глина, подносы, вода, стаканчики, увеличительные стекло, миска, трубочка.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Воспитатель. Давайте дети отгадаем загадку, чтобы узнать, чему посвящается наше занятие.

Он и желтый, и сыпучий

Во дворе насыпан кучей,

Если хочешь можешь брать,

И в «куличики» играть.

Дети. Песок.

Воспитатель. Правильно, отгадали ребята. На нашем занятии мы узнаем много интересного о песке.

Ребята, а где же бывает песок?

Дети. Песок есть на улице, в песочнице, на берегу озера, на дне речки, в море, около моря.

Воспитатель. Молодцы, ребята. А кто из вас знает, как называется место на нашей планете, где очень много песка? Там очень жарко, мало растений.

Дети. Пустыня.

Воспитатель. А вы ребята хотите побывать в пустыне?

Дети. Да! Хотим.

Воспитатель. Сейчас я буду говорить волшебные слова и появится сильный, сильный ветер и нас унесет в пустыню. Закройте глаза и сделайте один круг вокруг себя.

(Звучит музыка «Ветер»). Воспитатель показывает макет пустыни.

Воспитатель. Ребята, как называется этот макет.

Дети. Пустыня. Здесь много песка.

Воспитатель. А какие растения там растут?

Дети. Кактусы.

Воспитатель. Чаще всего там растут кактусы, колючие растения. Воспитатель. Дети, а вы знаете какие животные живут в пустыне?

Дети. В пустыне живут ящерицы, черепахи, тушканчики, верблюды.

Потому что они могут долго жить без воды.

Воспитатель. Где очень жарко, много песка, мало растений.Такие места называются пустынями.Ребята, а вы хотите узнать свойства песка?

Дети. Да!

Воспитатель. Давайте мы с вами проведем опыты. Для проведения опытов ученым нужна лаборатория. Давайте представим, что эта комната стала лабораторией. Пока что они покрыты салфетками. Снимите салфетки и посмотрите, что там лежит. (Дети называют предметы).

Воспитатель. Какие предметы вы узнали быстрее всего? Свои исследования мы начнем с изучением песка.

Воспитатель. Возьмите песок пальцами и насыпьте в мисочку. Хорошо ли он сыплется? Какой песок?

Дети. Песок сыпучий, сухой, желтый.

Воспитатель. (Обобщает).

Теперь возьмите стаканчик с глиной, и попробуйте насыпать её. Она падает комками. Значит песок сыпучий, а глина- нет.

2Опыт.

Похожи ли песчинки друг на друга? Какие они?

(Воспитатель предлагает детям рассмотреть через лупу).

Воспитатель. Песок состоит из множества маленьких песчинок разных форм.

А теперь ребята давайте посмотрим глину. Какая она?

Дети: Глина твердая, состоит из множества крохотных частичек, которые крепко держатся друг за друга.

Воспитатель. (Обобщает).

Воспитатель. Дети, а теперь возьмите трубочки и аккуратно подуйте на песок. Что получилось?

Дети. Песчинки передвигаются, потому что они лежат отдельно друг от друга.

Воспитатель. Вот так с помощью ветра песок путешествует по пустыне, появляются песочные холмы. Они называются барханами.

А теперь давайте ребята проведем физкультминутку.

Быстро встаньте, улыбнитесь,

Выше, выше подтянитесь

Ну-ка, плечи распрямите,

Поднимите, опустите

Влево, вправо повернулись,

Рук коленами коснулись.

Сели- встали, сели-встали.

И на месте побежали.

4 Опыт

Песок или глина лучше пропускает воду?

Воспитатель. Этот опыт позволяет узнать, как разные почвы пропускают и удерживают воду.

В одной воронке почва песочная, в другой - глинистая. Воду наливают поровну и одновременно. Что можно сказать о том, что разные почвы пропускают воду? (Разные почвы удерживают воду по разному. Через песчаную почву вода проходит скорее).

Воспитатель. Можно ли сказать, что мокрый песок сыпучий?

Дети. Нет, сыпучий только сухой.

Воспитатель. Из какого песка легче делать постройки- из мокрого или сухого?

Дети. Из мокрого. (Дети лепят разные фигурки и читают стихи).

Пусть не сердятся родители,

Что измажутся строители,

Потому что тот, кто строит

Тот чего-нибудь построит.

И не важно, что пока

Этот домик из песка!

Мы купаемся в реке,

Загораем на песке.

В заключение воспитатель вместе с детьми делает вывод: «Песок состоит из множества маленьких песчинок, как правило, разных. Песок (сухой) сыпучий, поэтому ветер легко может передвигать песчинки. Если его намочить, песчинки склеиваются, прилипают к рукам и друг к другу.


Все мы в детстве не раз играли в песочнице, лепили куличики и строили замки. И мы даже не представляли, что это не просто игра, а серьезное занятие, которому посвящено целое направление в психологии — песочная терапия. Выражая свои переживания в игре с песком, человек — и взрослый, и ребенок — постепенно освобождается от их груза и снимает напряжение. И сегодня любой родитель может побыть психотерапевтом для своего ребенка, просто играя с ним в устроенной дома песочнице. О том, как это сделать, рассказывает специалист в песочной психотерапии Ульяна Наумова.

Почему стоит устраивать песочные игры дома

Самая любимая и всепоглощающая деятельность ребенка — это игра. В ней каждый малыш создает свой собственный мир, устраивает его так, как ему больше нравится. К этой игре ребенок относится очень серьезно и щедро вкладывает в нее свои эмоции. Песок — это прекрасный материал для игр: он невероятно пластичен, сыпуч, его можно намочить и лепить из него разные формы, разрушать их и снова строить. Разделите с малышом приятные эмоции от игры — устройте дома песочницу. Это просто, ведь вам не понадобится ни специальных знаний, ни сложного оборудования. А для ребенка эта игра очень важна, как и то, что играть вы будете вместе. Начинать работу с песком можно с самого раннего возраста, когда малыш только знакомится с разными материалами и пробует их сыпать, смешивать и так далее.

Что понадобится для работы с песком дома

Песок для игр может быть любым: речным, морским, главное — чистым. Его можно купить в зоомагазине или даже заменить на манную крупу. Песочницей послужит поднос прямоугольной формы или обычный контейнер размерами не меньше 50 на 70 сантиметров. Песочницу нужно заполнять песком на две трети. Вам также понадобится вода для смачивания песка и набор миниатюрных игрушек — фигурок животных и людей, которые не займут много места в песочнице. Этого достаточно для любой игры из этого списка.

«Построение своего мира»

Это очень простая и очень важная игра. Ребенку предлагается создать свой мир на подносе с песком. Пусть он строит как хочет, но соблюдает три ключевых правила: песок не высыпать, не бросаться им, постройки других не ломать, когда он играет не один.

Цель игры: дать возможность внутренним процессам выйти наружу, чтобы ребенок их увидел, смог осознать что-то важное для него.

Обращайте внимание на то, что и как строит малыш. Например, если он создает дом с толстыми стенами, это может означать стремление к безопасности, которой ему не хватает, желание укрепить свои психологические границы, чтобы их видели и не нарушали. Мощные стены песочного замка могут означать и то, что границы у ребенка не выстроены, и ему от этого некомфортно.

Часто, если малышу необходимы тепло и забота, в песочнице появляются свечи, очаг. А если в ней хаос, это может говорить о полном беспорядке во внутреннем мире ребенка или о скором начале изменений.

Очень важно внимательно наблюдать за игрой, спрашивать малыша, почему он создал именно такой мир, что для него означают эти постройки. Когда ребенок строит свой мир ежедневно, очень часто его поведение улучшается, сон нормализуется, тревожность и напряжение спадают.

«Семья в образах животных»

Предложите ребенку поселить в песочнице семью зверей, построить город, в котором она живет, или просто создать мир семьи животных. Можно сначала поиграть в разных песочницах, когда каждый из вас строит город для своей семьи животных, а потом уже вместе. Важно, чтобы у вас было как можно больше фигурок животных. Выбор малыша будет более осознанным, если вы, читая ему сказки, обращаете его внимание на поведение и характер разных животных. Например: лиса хитрая, волк злой, медведь сильный.

Обратите внимание на то, каких животных выбирает ребенок, что говорит про них, если вообще говорит, как эти животные ведут себя на песочном поле, с кем общаются и многое другое. И если вас в игре малыш выбирает всегда зайчиком, а себя, например, волком, то задумайтесь, почему это так. Или просто спросите у ребенка: он знает и сможет объяснить! Играйте вместе с ребенком: так вы получите удовольствие и ответы на тревожащие вас вопросы.

«Следы»

Эта игра, направленная на развитие мелкой моторики, помогает снять напряжение. Можно проводить ее перед сном или занятиями, требующими сил, например, уроками. Чтобы включить в работу , ребенок сначала должен играть обеими руками по очереди, затем вместе. Его задача — оставлять на поверхности песка следы, а чьи именно, говорите вы. Покажите малышу, как надо оставлять следы: зайца — указательным и средним пальчиком, змейки — мизинцем, удава или мамы-змейки — ребром ладони, кошечки — большим, указательным, средним и безымянным пальчиками, собранными вместе, и так далее. Придумывайте сказки про тех, кто оставил следы!

«Война»

Вопреки агрессивному названию, эта игра проводится в мирных целях. Я рекомендую использовать ее и в случае назревающего конфликта, и когда дома все мирно и гладко. В некоторых семьях существует запрет на злость и выражение отрицательных эмоций, и у детей чувство гнева спрятано очень глубоко. Эта игра позволяет гневу проявиться, выйти наружу, хотя для этого иногда приходится играть очень много.

Играть в «Войну» удобно с мокрым песком, не манкой: она комкуется. Намочите песок, постройте из него горы, заборы, стены, препятствия, окопы, выберите игрушки, которые «поссорились» и «злятся друг на друга». И пусть малыш начинает сражаться: лепить бомбы, кидать их на игрушки, ломать постройки, причинять всяческие разрушения. Эта игра помогает ребенку не только , но и увидеть всю его разрушительную силу. Малыш учится не бороться со своими чувствами, а разрешать их себе. Не пугайтесь, если ребенок изо дня в день возвращается к этой игре, разрушая все новые песочные постройки. Значит, ему это пока нужно, и для вас это должно быть важно. Но настанет день, когда ребенок захочет построить мирный город. Тогда вы поймете, что он справился с гневом.

«Прятки»

Эта игра направлена на снижение тревожности и . Ее суть — закапывание в песок различных предметов, например, игрушек или ракушек. Закапывая или засыпая предмет, ребенок может вдруг осознать свою силу над страхами. А когда он его раскапывает, то борется со своими переживаниями, расправляется с тем, что его тревожит.

Игры с кинетическим песком

Такой песок вовсе не обязательно покупать в магазине, можно сделать его самим, добавив воды и крахмала. А играть вы можете прямо на столе, без песочницы. Вам понадобятся формы для выпечки. Суть игры — делать фигурки из песка при помощи формочек, разрезать их ножом, раскладывать по кукольным тарелочкам. Игра направлена на развитие функциональности кисти руки — это важно для обучения письму, мышления, умения взаимодействовать с партнером — мамой или другим родственником.

Игру с кинетическим песком можно усложнить, добавив в нее миниатюрные фигурки и задав ей определенную тему. Например, вы заметили, что ваш малыш поссорился с кем-то на детской площадке и потому не в духе, увидел плохой сон и до сих пор напуган, грустит, потому что не хочет идти в школу или детский сад. Попросите его «вылепить» свой мир, когда он в таком состоянии, и вы увидите, как постепенно малыш будет успокаиваться и справляться с этими трудностями. Главное — будьте рядом.

Детям трудно . Поэтому во всех этих играх я рекомендую родителям задавать ребенку вопросы, делиться своими мыслями и переживаниями, побуждая к этому и малыша.

Наш Макар подрастает и все чаще и серьезнее вовлекается в экспериментальную деятельность.

Малыш уже пошел в ясли, где с ребятами занимаются воспитатели. Недавно прошло занятие с песком в рамках проекта “Волшебный песок”. Представляете, на улице зима, а мы играли в песочнице:yahoo:

Воспитатель Лариса Дамировна пригласила родителей на занятие. Проходим мы в группу, а там стоят наши малявочки, смотрят на нас и еще пытаются поздороваться (не все ведь еще умеют говорить). Детки взяли стульчики, присели за стол, и началась игра…

В дверь кто-то постучал, а потом заглянул зайчик Степа, держа в лапках баночку с сухим песком . Конечно, зайка не знал, что это у него в банке и стал спрашивать малышей. Ребята ему отвечали. Воспитатель рассказала, что сухой песок светлый, теплый и сыпучий . Макарке очень понравилось слово “сыпучий”, и он еще много раз его повторял.

А потом началось счастье. Воспитатель поставила перед детишками подносы, насыпала песок, разложила на столе формочки и совочки. Пока все это происходило, успели поговорить о цветах и размерах стаканчиков.

Затем последовало задание с подвохом: предложили сделать куличики из сухого песка… А не получилось. Тут же объяснили игрушечному зайцу, что куличи можно лепить только из мокрого песка.

Но неожиданно подул ветер и наши детишки превратились в песчинки и стали кружиться по комнате, а когда ветер стих, то присаживались на корточки. Макар отказался играть, но дул ветерком с удовольствием.

После подвижной игры малыши пересели за другой столик, где воспитатель с помощью лейки с водой превратила сухой песок в мокрый .

И дети увидели, что песок стал мокрый, темный, холодный . А после того, как все запустили ручки в емкость с песком, то еще и сделали открытие, что из него теперь можно лепить.

И конечно, тут детишек не остановить – стали делать куличик, забыв о подносах для этого предназначенных. Некоторые сорванцы, включая Макара, делали это прямо на столе.

Таким малявочкам (2-3 года) не нужно сложных экспериментов, они искренне удивляются простым вещам! Так, Лариса Дамировна провела опыт с водой. В стакан с чистой водичкой насыпала немного песка, и вода сразу стала мутной и темной, а Макар на своем языке добавил, что еще и грязной. :yes: Все просто, а на глазах детей произошло настоящее превращение!

Перед ребятами опять поставили подносы с просеянным песком и предложили поиграть в “Необыкновенные следы”

1. «Идут медвежата» - ребята приготовили кулачки с силой надавливали на песок.


2. «Прыгают зайцы» - кончиками пальцев ударяли по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.


3. «Ползут змейки»-а теперь пальцами рук делали поверхность песка волнистой.


4. «Бегут жучки-паучки» - ребята двигали всеми пальцами, имитируя движение насекомых.

Эта игра мне очень понравилась, потому что, играя с манкой дома, мне в голову приходило только рисование солнышка и домиков, а здесь уже что-то новенькое!

Потом зайка Степа ушел, получив необходимые ему знания о сухом и мокром песке, но пришла новая гостья – кукла Катя. Надо сказать, что мне захотелось стать маленькой девочкой, чтобы с ней поиграть.

Оказалось, что кукла очень голодна, и она попросила приготовить ей пирожков. Малыши с радостью приступили к приготовлению. Только на столе уже был не простой песок, а волшебный. Многие, наверное, уже видели этот полимерный песок, который чудесно лепится, но рассыпается, если на него не оказывать давления. Чем-то он по свойствам напомнил мне неньютоновскую жидкость , хотя это совсем и не жидкость).

Детишкам явно понравилось возиться с волшебным песком, и для куклы Кати были приготовлены и пирожки, и блинчики. В производстве блинов отличился Макарка. Благодарная кукла, наевшись пирожков, попрощалась с ребятами и угостила их конфетками. Но перед тем, как кушать, малыши пошли мыть ручки.

А я, воспользовавшись тем, что Макар занят мытьем рук, убежала домой, потому что мой малыш все еще плачет, когда видит, что мама уходит.

Такое чудесное экспериментально-исследовательское занятие прошло в нашей ясельной группе “Бабочки”.

Большое спасибо воспитателям!

Сегодня вместе с Веселой наукой вы изучили и освоили несколько полезных, развивающих и познавательных игр для детей раннего возраста (от 2-х до 5 лет). А также изучили свойства песка и поняли что из сухого печка куличики не получаются.

А вы заметили, как отреагировал ваш ребенок на добавление воды в песок? Ему понравилось? Тогда давайте продолжим развивающие игры с водой, льдом и даже снегом. Не будем ждать зимы и поиграем в игры со льдом прямо сейчас. Читайте далее — «Игры со льдом для маленьких ученых ». Пишите ваши пожелания. Делитесь отзывами и эмоциями о проведенных опытах.

Очень жду комментарии!

Ольга Смолина
Опыт работы на тему «Кинетический песок как средство развития познавательной и эмоциональной сферы дошкольника»

Педагогический опыта по теме : «Кинетический песок- как средство развития познавательной и эмоциональной сферы дошкольника »

Срок работы по данному направлению 6 месяцев.

Опыт моей работы называется : «Кинетический песок как средство развития познавательной и эмоциональной сферы дошкольника ».

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуально на современном этапе, так как именно познавательная активность развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность. Ежедневно дети познают всё новые и новые предметы, стремятся назвать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений. Поддерживая детский интерес, нужно вести их от знакомства с природой к её пониманию. Когда ребёнок сам действует с объектами, он лучше познаёт окружающий мир , поэтому приоритет в работе с детьми лучше отдавать практическим методам обучения : экспериментам, проектам, опытам .

Обучение детей дошкольного возраста наиболее продуктивно, если оно идёт в контексте с практической и игровой деятельностью. Также в процессе развития происходят изменения в эмоциональной сфере ребёнка . Меняются его взгляды на мир и отношения с окружающими. Способность ребёнка сознавать и контролировать свои эмоции возрастает . Но сама по себе эмоциональная сфера качественно не развивается , её необходимо развивать .

Нельзя забывать о роли общения в формировании личности детей. Именно ранние формы общения во многом определяют дальнейшее их развитие и влияние на личность человека, на его отношение к окружающим людям, к себе, к миру. Практически в каждой группе любого детского сада находятся дети, которых называют «трудные» . К ним относятся агрессивные, гиперактивные, тревожные и замкнутые. Работая с такими детьми , педагогу необходимо приложить массу усилий и изобретательности для того, чтобы заинтересовать и организовать их. Работа с песком- одна из форм естественной деятельности ребёнка. Именно поэтому она может быть использована в развивающих и обучающих занятиях. В процессе игры с песком ребёнок имеет возможность выразить свои самые глубокие эмоциональные переживания . Песочница обладает психотерапевтическим эффектом, помогая ребёнку избавиться от застенчивости, конфликтности в общении и многих других проблем.

Песочная терапия- это прежде всего возможность самовыражения. Терапевтический эффект игры с песком впервые был замечен швейцарским психологом и философом Карлом Густавом Юнгом.

Казалось бы, всё очень просто – ребенок строит что-то из песка, без сожаления разрушает созданные им самим творения, и снова строит …Многократно проживая эту тайну, малыш достигает состояния равновесия, уходят тревога и страх. Еще одно важнейшее психотерапевтическое свойство песка - возможность изменения сюжета, событий, взаимоотношений. Поскольку игра происходит в контексте сказочного мира, ребенку предоставляется возможность изменения дискомфортной для него ситуации. Он учится самостоятельно преодолевать трудности. С одной стороны, существенно повышается мотивация ребенка к занятиям. С другой стороны, более интенсивно и гармонично происходит развитие познавательных процессов . А если учесть, что песок обладает замечательным свойством «заземлять» негативную психическую энергию, то в процессе образовательной работы происходит и гармонизация психоэмоционального состояния ребенка .

В своей работе с детьми я предпочла работу с кинетическим песком . Дети любят играть с песком и лепить из пластилина. Кинетический песок удачно объединяет в себе свойства этих двух материалов и является универсальной игрушкой для детского творчества. Кинетический песок на 98% состоит из обычного кварцевого песка и на 2% - из силиконового полимера. На первый взгляд он напоминает влажный морской песок , но как только берёшь его в руки - проявляются его необычные свойства. Полимерные материалы и кварц обеспечивают необходимую для лепки вязкость, он пластичен – с одной стороны, с другой – "текуч". До него дотрагиваешься, песок "движется", "оживает", течет сквозь пальцы и в тоже время остается сухим. Он рыхлый, но из него можно строить разнообразные фигуры, приятен на ощупь, не оставляет следов на руках. Может использоваться как расслабляющее средство . С кинетическим песком можно работать на любой поверхности. Просыпанный на пол материал не разлетается на отдельные частицы, а сохраняется в виде компактной массы, которую легко собрать и использовать повторно. Песок абсолютно безвреден , обладает антибактериальными свойствами не содержит токсичных веществ и не вызывает аллергии, поэтому может использоваться в работе с самыми маленькими детьми, как дома, так и в условиях детского сада. Кинетический песок – сказочный материал для работы с ребенком .

Для работы я остановила свой выбор на космическом песке. Было приобретено 3комплекта цветного песка, по 1 кг в каждом. Для каждого комплекта песка имеется надувная песочница . Количество песка, используемого во время игр и занятий, зависит от формы проведения (индивидуально или фронтально, а также от направления работы .

Для организации игр с песком необходимы пластиковые формочки разнообразной величины и тематики, формочки для теста, стеки либо деревянные шпатели, большой набор миниатюрных предметов и игрушек, в совокупности символизирующих окружающий мир и отражающих работу по лексическим темам. В классической песочной терапии существует следующая классификация предметов, используемых в процессе работы с песком :

Человеческие персонажи;

-здания : дома, школы, церкви, замки;

-животные : домашние, дикие, доисторические, морские и пр. ;

-машины : сухопутные, водные, космические, боевые;

-растения : деревья, кусты, цветы, овощи и пр. ;

-постройки : мосты, ограды, ворота, порталы, загоны для скота;

-естественные предметы : ракушки, ниточки, камни, яйца и пр. ;

-символические предметы : источники для загадывания желаний, ящики с сокровищами, драгоценности и др. ;

-сказочные герои : злые и добрые;

Пластиковые или деревянные буквы и цифры, различные геометрические фигуры (круги, треугольники, прямоугольники, пирамиды и др.)

Набор игрового оборудования хранится в пластиковых контейнерах и располагается на полках. Коллекция постоянно пополняется, периодически обрабатывается. Для усиления воздействия песочной терапии в процессе игр и упражнений используем музыкальные произведения, например : релаксационную и классическую музыку, рекомендованную для детей дошкольного возраста .

Теперь у нас есть все, чтобы отправиться вместе с детьми в увлекательное путешествие по стране Песочных Игр .

В своей работе я стараюсь использовать различные формы и методы песочной терапии на основании следующих принципов воспитания и обучения : -создание стимулирующей среды , в которой ребёнок чувствует себя комфортно и защищено и может проявить творческую активность;

Спонтанность проявлений ребёнка во время игр с песком;

Исключение негативной оценки действий и результатов ребёнка;

Максимальное поощрение фантазии и творческого подхода;

Проигрывание ситуаций вместе с героями сказочных сюжетов; -доброжелательное отношение к детям.

Система занятий с кинетическим песком сочетает в себе несколько методов воздействия : песочная терапия – способствует самовыражению, даёт средства для разрешения кофликтов и передачи чувств; сказкотерапия –сказки в увлекательной форме и доступными словами показывают детям окружающий мир,поступки людей, выбирают критерии нравственных ценностей, помогают ребёнку ощутить себя творцом и создателем; игротерапия- является частью целого комплекса различных воздействий на ребёнка.

Создание композиций из кинетического песка предполагает различные способы познания : 1)сравнение по контрасту и подобию (холодный-тёплый, гладкий- шершавый) ; 2)исследовательская деятельность : потрогать,надавить, растереть, рассыпать песок ; 3)рассуждение; 4) обобщение и описание.

Основными задачами являются : 1. Совершенствование умений и навыков практического общения. 2. Снижение уровня тревожности. 3. Развитие фантазии и образного мышления. 4. Способствование проявлению эмпатии. 5. Снижение психоэмоционального напряжения .

Работу с кинетическим песком я начала в 2016 году, когда мы с детьми перешли в среднюю группу . Мы познакомились с кинетическим песком и с игрушкой-посредником . Им оказался житель страны песочных игр Песочный человек . Песочный человек пригласил детей поиграть с песком, но обозначил некоторые правила поведения.

Здесь нельзя толкаться, драться

И песком в друзей кидаться!

Можно мять песок , катать,

Можно сказки сочинять.

Строить, рисовать, лепить,

И, конечно, говорить!

Дети с большим восторгом восприняли новый материал. С удовольствием мяли песок , создавали новые необычные формы, придумывали и строили свои миры. Некоторых дошкольников тактильные прикосновения к космическому песку при первых пробах зачаровывали, они не могли оторваться, подолгу просто перебирали песчинки. Я просила детей описать свои впечатления от знакомства с космическим песком. Спрашивала, на что он похож, что напоминает? Подбор упражнений на песке :

- «походить» ладошками по песку , оставляя свои следы;

- «поездить» ладошками или ребром ладони , выполняя зигзагообразные и круговые движения;

Создать отпечатками ладоней, кулачков разнообразные рисунки (цветы, деревья, траву, солнышко, дождь) ;

Сложив пальцы, изобразить загадочные следы птиц, животных, которых не существует;

- «просеять» песочек между пальцами .

Процесс знакомства с песком растянуться на несколько дней. Каждый вечер ребята просили снова и снова поиграть с чудо – материалом. Далее, через организацию базовых игр, мы изучили свойства кинетического песка .

Я отметила, что в процессе применения игр с кинетическим песком сформировались доверительные отношения, стабилизировался эмоциональный фон , и появилась положительная мотивация к новому предмету для изучения. Также к нашей работе мы подключили родителей. Дети с большим восторгом рассказывали дома о кинетическом песке , поэтому родители проявили искреннюю заинтересованность.

Работа с родителями включила в себя :

привлечение к приобретению атрибутов, изготовлению персонажей для игр с песком;

консультация на стенде «Тайны кинетического песка » ;

индивидуальная консультативная работа .

В результате нам удалось установить партнёрские отношения с семьями и объединить усилия для развития и воспитания детей .

Среди педагогов дошкольного учреждения направление моей работы так же нашло понимание и поддержку. В каждой группе есть дети, которым трудно сидеть на месте. Такие дошкольники создают дополнительные трудности в работе воспитателя . Поэтому были проведены консультации, индивидуальные беседы.

Таким образом, опыт работы показал , что кинетический песок является тем эффективным средством , который позволяет :

1) сформировать доверительные, партнерские отношения;

2) гармонизировать эмоциональное состояние ребёнка

3) дольше сохранять работоспособность ребенка ;

4) формировать коммуникативные навыки;

5) развивать тактильно- кинестетическую чувствительность и мелкую моторику;

6) активизировать потенциальные творческие способности ребенка. В заключении, следует отметить, что применение игр с кинетическим песком нельзя рассматривать как самостоятельный и самодостаточный метод развития познавательной и эмоциональной сферы дошкольника . Его использование, скорее всего, выступает в качестве вспомогательного средства , но позволяющего стимулировать ребенка, создавать благоприятный эмоциональный фон .

Кинетический песок в своей работе может применять любой педагог, когда возникает вопрос взаимодействия с детьми, требующими особого внимания.