Рождество Христово — когда и как празднуют, история, традиции. Рождество

О празднике Рождества

Давно известна склонность христианской церкви воровать чужие праздники. Так, например, в своё время христианская церковь присвоила себе праздник дня рождения солнечного бога Митры (иначе - день рождения Непобедимого Солнца - dies natalis Solis invicti), проходивший в Римской Империи 25 декабря, превратив его в рождество собственного бога, дня, месяца и даже года рождения которого они не знали.

Митра был одним из самых популярных богов восточного происхождения. Учением и обрядовостью культ Митры напоминает не только культ Великой Матери, но и христианство. Сходство было настолько очевидным, что многие христианские богословы истолковывали его как козни дьявола.

Евангелия ни одним словом не упоминают о дате рождения Христа, поэтому ранние христиане этот праздник не отмечали. Однако, со временем, египетские христиане стали считать Рождеством 6 января. Обычай праздновать эту дату распространился к 4 веку по всему Востоку. Но в начале 4 века Западная церковь установила в качестве подлинной даты 25 декабря. Со временем с этим решением согласилась и восточная церковь.

Дата седьмого января возникла во времена введения григорианского календаря в России - нового стиля, во времена прихода к власти большевиков и появилась она оттого, что православная церковь не пожелала изменяться и приспосабливаться к окружающей реальности; и продолжила отмечать рождество 25 декабря по старому календарю, что как раз и есть 7 января нового стиля. Таким образом седьмое января - дата явно надуманная; реально же имеет смысл праздновать рождение бога 25 декабря, в дни зимнего солнцестояния, как это и делали задолго до христианства, которое приспособило этот праздник для себя.

В древнем Египте, истоки религии которого теряются во тьме третьего тысячелетия до Рождества Христова, в районе 25 декабря справлялся праздник в честь Осириса, умирающего и возрождающегося бога, единого со своим сыном Гором, как и Христос был един со своим отцом. Есть у Осириса и другие общие черты со своим столь знаменитым последователем - оба они судят души умерших в загробном мире, оба они умерли и воскресли после своей смерти.

Календарная мифология кельтских народов разработана весьма подробно. Последняя декада декабря - один из самых священных периодов. С захода Солнца 20 декабря начинаются священные "Дни Змеи". Считалось, что в течении трех дней - 21-го, 22-го, 23-го декабря, Солнце находится в преисподней (в Аннуне), где оно претерпевает очищение от всех грехов старого года и 24-го декабря утром восходит новое, чистое Солнце. В этот день кельты отмечали новый год и окончание "Дней Змеи", рождение нового Солнца. Три темных дня полагалось проводить, предаваясь аскезе, с трепетом ожидая рождения нового светила, зато 24-го праздник отмечался очень ярко и весело.

Сходным образом отмечался праздник зимнего солнцестояния и у германцев. Назывался он Йуле (от англ. Yule от др.-сканд. iul - "колесо"). То есть, это праздник коловорота (солнцеворота), как и у славян; и праздновался он приблизительно с середины декабря по самый конец месяца (современного конечно). Считалось, что в этом периоде содержится весь последующий год, который рождается как раз в это время - не отсюда ли пошло современное поверье, что "как новый год встретишь - так его и проведешь".

То, что Рождество имеет языческие корни, молчаливо признаёт Блаженный Августин, когда увещевает братьев во Христе праздновать этот день не как язычники, то есть из-за рождения Солнца, а ради того, кто сотворил это солнце. Из всего этого ясно, что церковь приняла решение праздновать день рождения своего основателя 25 декабря для того, чтобы перевести религиозное рвение "язычников" с Солнца на собственного бога. Это и есть "воровством праздника".

Как отмечали праздник на Руси в языческие времена? Зимние праздники начинались со дня солнцеворота. Самый короткий день в году носил название "карачун". После него начинались обряды, посвященные душам умерших предков: готовились ритуальные блюда для поминовения, в ночь на 25 декабря разводили костры из соломы для того, чтобы души предков "грелись". Даждьбог - податель тепла и света рождается именно в день зимнего солнцестояния. С 25 декабря по 6 января проходили Святки. Наиболее известным элементом, связанным с которым, являются колядования и святочные гадания. Традиция гадания, которая сохранилась до сих пор, очень легко объясняется, если вспомнить веру кельтов и германцев в то, что во время зимнего солнцестояния граница между миром видимым и миром невидимым (миром богов и духов) становится наиболее тонкой и поэтому в это время легче всего получить ответ от богов посредством гадания именно в это время. Согласно современной реконструкции славянского языческого календаря, Коляда - имя ипостаси Даждьбога-Солнца: на это указывает корень "коло" (круг, солнечный диск) в имени Коляда и обычай печь блины и круглые лепешки - символы Солнца в праздник Коляды (Замещен Рождеством Христовым).

Так что же за праздник справляется на самом деле, Рождество? Да, мы справляем именно Рождество, в этом нет никакого сомнения; мы справляем рождение нового года, нового света, нового Солнца, которое возвращается к нам обновленным после смерти в преисподней, неся с собой новые силы, свет и тепло предстоящей весны. С этого дня день начинает прибывать и, несмотря на январские холода, февральские метели и мартовскую промозглость, с этого дня мы сердцем чувствуем - пришло новое время, новое Солнце - скоро весна. А Христос? А при чем здесь он?

Дмитрий Казаков
Материал с ресурса
"Славянское Язычество"

Прочитано: 246

1. Число 25 декабря (7 января по старому стилю)
В энциклопедии «Британика» говорится: «одним из самых популярных зимних фестивалей был фестиваль «Сатурналия», отмечавшийся с 17 по 24 декабря. Поскольку это было время веселья и буйных вакханалий, то никто не работал, все школы и суды были закрыты. Люди предавались объеданию, танцам, азартным играм и всему, чем обычно люди тешат себя во время фестивалей и праздников. 25 декабря было особым днём – днём рождения иранского бога солнца и света – Митры. Церковь провозгласила этот день Рождеством Христовым с целью противостоять языческим традициям зимнего фестиваля» (Том 7, страница 202).
В 354-м году нашей эры Римский Епископ Либерий написал указ о праздновании Рождества 25 декабря. Он руководствовался желанием превратить языческий фестиваль в христианский праздник.
С этого момента день рождения Иисуса начал отмечаться как день «Света Миру».

2. Ёлка
В книге пророка Иеремии описывается языческая традиция, напоминающая традицию украшения Рождественской ёлки: Иеремия 10:2-4 «Так говорит Господь: не учитесь путям язычников и не страшитесь знамений небесных, которых язычники страшатся. Ибо уставы народов – пустота: вырубают дерево в лесу, обделывают его руками плотника при помощи топора, покрывают серебром и золотом, прикрепляют гвоздями и молотом, чтобы не шаталось».
У языческих народов был обычай поклоняться вечнозелёному дереву как символу вечной жизни и плодородия. Современная традиция наряжать рождественскую (или новогоднюю) ёлку своими корнями уходит в Вавилонскую традицию поклонения вечнозелёному дереву.

3. Обмен подарками
Согласно Библии, волхвы с Востока принесли Христу дары. Однако следует отметить, что эти подарки были преподнесены потому, что волхвы признали в Иисусе Христе Царя Израиля: Матфея 2:1-2 «Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: где родившийся Царь Иудейский?»
По восточной традиции, никто не мог приблизиться к царю без подарка. Таким образом, дары, которые получил младенец Иисус, имели отношение не к факту Его рождения, а к факту признания Его царём.

Многие традиции празднования современного Рождества корнями уходят в язычество: ёлка, обмен подарками, а также и сама дата Рождества. В четвёртом веке католическая церковь заменила языческий зимний фестиваль празднованием дня рождения Христа. Но это не отменило языческих традиций, а всего-навсего перемешало новые традиции со старыми. Вот почему так важно помнить, что Рождество – это не просто повод для застолья, а день рождения Господа и Спасителя Иисуса Христа

VN:F

VN:F

Категории

Уже прошли многие сотни лет с тех пор, как наши предки начали веровать во Христа. Города Древней Руси услышали мелодию колокольного звона, в храмах зазвучали песнопения, молящиеся люди узрели лики святых. Христос пришел в наш тяжелый и противоречивый мир, разделяя людские горести, проблемы и радости. Значение Рождества для христиан столь велико, что его называют «матерью всех праздников». И даже летоисчисление вскоре начали вести именно от даты рождения нашего Спасителя. Неудивительно, что на Руси этот праздник всенародно любим и почитаем. Даже в годы репрессий люди тайно отмечали рождение Христа, ели кутью, постились и посещали церковные службы. Времена изменились, и теперь оно снова стало официальным праздником во многих бывших республиках Союза.

История возникновения праздника Рождество Христово

В древние времена церковные историки долго спорили, выясняя истинную дату рождения Спасителя. До самого конца IV века во всех восточных Церквах его отмечали 6 января. Оно соединялось с Крещением Господним и носило общее название - Богоявление. Кстати, Армянская Церковь осталась верна этой традиции, и даже в наше время она отмечает Крещение 6 января в один день с Рождеством. Дату празднования перенесли на 25 декабря сначала в Западной Церкви. Это произошло по указанию папы Юлия в первой половине IV века. Константинопольский собор в 377-м году распространил этот обычай и на православном Востоке.

День празднования Рождества был установлен следующим образом. Сначала считалось, что Спаситель родился в тот же день, что и первый человек Адам – в шестой день первого месяца. Именно поэтому и отмечали Рождество, вначале именно 6 января. Но позже решили такое важное событие выделить и перенести на отдельный день. Христос должен был находиться на грешной Земле полное число лет. Значит, дата зачатия должна совпадать с датой смерти на кресте. Она известна точно – 25 марта в еврейскую Пасху. Отсчитав от нее 9 месяцев, мы получим искомую дату - 25 декабря. Она совпала в древние времена с языческим праздником зимнего солнцеворота. Люди, участвуя в церковных торжествах, отвращались от древнего культа. Они познавали истинного Бога, которого в Новом Завете называли Солнцем Правды и Победителем смерти. Введение Григорианского календаря привело к тому, что католики и православные стали в разные дни. Россия, Беларусь и Украина это делает вместе с другими странами Православной Церкви по старому стилю - 7 января.

История празднования Рождества на Руси

С приходом на наши земли христианства, Рождество стали широко отмечать и в великой Киевской Руси. Оно здесь также совпало с древними языческими праздниками - святками. Древние славяне проводили в этот день обряды, посвященные духам-предкам. Предшествующий Рождеству день издавна носит название . Сочиво – каша с овощами и растительным маслом. Сочевничать накануне Рождества можно, а вот другая пища в этот день строго возбранялась, до самого восхода Вифлеемской звезды.

В народе постепенно утвердились традиции празднования Рождества. С утра люди убирали в избах, мылись в бане, готовились к колядкам. С вечера молодежь разукрашивала свои лица, собиралась в большие группы, и, переодевшись в вывернутую одежду, водила по селу Коляду. Так называли куклу или девушку, одетую в специальный наряд. Дети носили по селу звезду, заходили в дома и пели песни-колядки. За это хозяева им давали награду – конфеты или другие сладости. Обязательными блюдами в Сочельник были кутья и взвар. С Рождества в народе начинались веселые святки, которые заканчивались на Крещение. Всем нужно помнить, что главная цель этого праздника – воспоминание и прославление великого события появление на земле Спасителя. Это великий и радостный день для нас всех.

Рождество — один из самых важных праздников для каждого христианина. Его отмечают всей семьей и дети принимают активное участие в праздновании. Любознательным малышам наверняка интересно будет знать, что это за событие, почему его отмечают и что означают рождественские традиции. Чтобы ребенок понимал, насколько важен этот день, стоит ему поведать историю Рождества Христова для детей. Важно донести до своего чада историю этого великого дня в такой форме, которая будет ему близка и понятна. Именно адаптированная версия истории Рождества поможет малышу понять суть праздника, ведь традиционный взрослый вариант, описанный в Библии, может быть для него слишком сложным для восприятия.

Свой рассказ можно сопровождать иллюстрациями из детской Библии, если малыш пока еще не умеет читать.

А начать повествование лучше с рассказа о главном герое праздника.

Иисус — это сын Бога. Бог послал его на землю для того, чтобы спасти всех нас. Для этого Иисусу пришлось погибнуть, но так было задумано — его муки были искуплением за грехи наших предков. Жил Иисус очень давно, более двух тысяч лет назад, но мы до сих пор помним о нем и о том, что он пожертвовал собой, ради того, чтобы мы сейчас жили.

Что же такое Рождество?

Как и у любого человека, у Иисуса был День его рождения. Именно 7 января принято считать Днем рождения нашего спасителя, хотя точной даты его рождения никто не знает. Во многих странах, в том числе в Европе и США, Рождество отмечают 25-го декабря, по старому стилю. Рождество — это праздник в честь рождения Иисуса, и мы отмечаем его до сих пор в память о сыне Божьем.

История рождения Иисуса

Ну а теперь поговорим подробнее о том дне, когда Иисус родился, но начнем свой рассказ с его родителей — Марии и Иосифа. На самом деле отец Иисуса — Господь, но Иосифу была доверена важная миссия — вырастить и воспитать сына Божьего.

Перед самым рождением Иисуса Иосиф с Марией вынуждены были отправить
ся в город Вифлеем, так как царь приказал провести перепись населения. В Вифлееме было очень много людей и все дома и гостиницы были заняты теми, кто прибыл на перепись, поэтому Марии с Иосифом пришлось заночевать в пещере вместе со скотом. Именно в эту ночь и родился маленький Иисус. Поскольку в пещере не было кроватки, младенца пришлось положить прямо в ясли. Ясли — это ящик, из которого едят животные, и он обычно заполнен сеном. Именно на это мягкое сено и положила Мария своего новорожденного малыша.

В честь этих яслей и назвали ясли в детском садике, в которые ходят детки возрастом до трех лет.

Но вернемся к нашей истории. В эту же ночь неподалеку проходили пастухи со своим стадом и увидели яркий свет и ангела, который возвестил о рождении спасителя, который пришел на землю, чтобы спасти всех от грехов. Также ангел велел пастухам отправиться к младенцу и рассказал, что он лежит в яслях.

Также в ту ночь на небе появилась яркая звезда — Вифлеемская, которая указала путь к новорожденному младенцу мудрецам-волхвам. Они догадались, что свет звезды возвещает о рождении Спасителя и отправились к нему с дарами. Волхвы знали, что Иисусу суждено стать Царем Небесным на земле.

Правящий в те времена царь Ирод тоже услышал весть о рождении царя и испугался, что Иисус может заменить его на троне, потому велел убить всех младенцев в городе. Сыну Божьему чудом удалось уцелеть.

Пост перед Рождеством

За сорок дней до Рождества принято соблюдать пост, то есть не употреблять мяса, яиц, молока, лишь изредка позволяется рыба и растительное масло. Такой пост нужен для того, чтобы очистить тело, но главное предназначение поста не в этом, он нужен для того, чтобы очистить душу. В период поста нельзя злится, обижаться, ссорится, думать о плохом. Именно для того, чтобы все стали хоть чуточку добрее и нужен пост.

Сочельник

Последний день поста и перед день Рождества принято называть сочельником. А если быть точнее, то это вечер перед праздником. Сочельник бывает не только перед Рождеством, но рождественский сочельник наиболее почитаемый христианами день. В этот день усиленно готовились к празднованию Рождества.

Название сочельника произошло от названия блюда — сочиво. Сочиво готовят из злаков — ячменя, риса, пшеницы. Злаки отваривают и замачивают с маком, орехами, фруктами. Масла в сочельник не добавляли, ведь это был еще день поста, а чтобы блюдо получилось более вкусным и сытным, клали в него немного меда.

Ставили на стол в сочельник и другие блюда. Их должно было быть 12 — столько, сколько было апостолов у Иисуса. К тому же, все блюда на сочельник должны быть постными, ведь всё еще продолжается рождественский пост.

Рождественские традиции

Этот день славится своими традициями, которые немного подзабылись, но сейчас все стараются вспомнить их и соблюдать, ведь эти традиции объединяют семьи, делают их дружнее, а само Рождество долгожданным, ярким и незабываемым.

На самом деле таких традиций существует очень много и в каждом краю они отличаются, но есть несколько основных, которые соблюдаются многими людьми.

Елка

Наряжать деревце — не такая уж и давняя традиция. Появилась она давно, но окончательно утвердилась чуть больше ста лет назад. Сейчас елка у многих ассоциируется с Новым Годом, но изначально елку наряжали к Рождеству. Первые елки были украшены не шариками, а яблоками, пряниками, колокольчиками, маленькими свечками. Каждое из украшений имело свой смысл и назначение. А главное украшение елки — звезда на верхушке символизирует ту самую Вифлеемскую звезду, которая оповестила о рождении Иисуса.

Колядки

Колядовали преимущественно дети и молодежь, они ходили от дома к дому и пели колядки, а хозяева должны были их отблагодарить. Считалось, что чем больше колядников придет в дом, тем лучше и счастливее будет весь следующий год.

Это традиция соблюдается и сейчас, правда не в таких масштабах, как раньше. Но сохранение традиций сплачивает семьи, помогает сохранить связь поколений, поэтому необходимо рассказывать детям про праздник Рождество Христово, история для детей об этом празднике должна звучать в каждом доме.

Ужин с семьей и крестными

Рождество — семейный праздник и в этот день вся семья собирается за одним столом. Также дети носят угощение своим крестным родителям. В разных регионах эта традиция отличается, но всегда ужин крестным несут после ужина с родителями. А крестные в свою очередь дарят крестникам сладости, деньги, подарки.

Кутья

Сладкая, из пшеницы, риса или другого злака — для детей это настоящее лакомство. На сочельник готовят голодную, постную кутью или, как ее еще называют, сочиво. Эта кутья жидкая, без масла и молока. На Рождество же принято готовить богатую кутью с молоком и маслом.

Также в кутью добавляют сухофрукты, шоколад.

Чудо Рождества

Считается, что на Рождество небеса открываются и у них можно просить о чем угодно. Главное, чтобы желание было искренним, светлым.

В ночь перед Рождеством и в день Рождества случаются чудеса: люди исцеляются от болезней, сбываются их сокровенные мечты. Но для того, чтобы чудо произошло, надо в него верить. Детям важно вселить эт веру в чудо, с которой легче идти по жизни и преодолевать трудности. Поэтому надо своим малышам рассказать про Рождество, история праздника для детей должна звучать как сказка, хорошая, добрая сказка, в которую ребенок поверит и в его душе станет немного теплее и светлее)))

РОЖДЕСТВО, церковный праздник, посвященный воспоминанию о рождении Иисуса Христа, отмечается 25 декабря. В Православной церкви (кроме Греческой) – 7 января. Английское слово Christmas восходит к древнеанглийскому Cristes maesse (Месса Христова) и впервые вошло в обиход в 11 в. В Германии праздник носит название Weihnachten (Святая ночь); аналогичное название употребляется в некоторых славянских языках. В романских языках обычно используются производные от латинского Dies natalis Domini (День рождества Господа), например, Il Natale в итальянском, La Navidad в испанском. Французское Nol, вероятно, также образовано от латинского natalis.

Ни евангельские свидетельства, ни какая-либо надежная традиция не позволяют определить точную дату рождения Христа. На протяжении трех первых веков истории христианства церковь выступала против языческого обычая празднования дней рождения, хотя имеются указания на то, что чисто религиозное воспоминание рождества Христова было включено в чин праздника Богоявления. Климент Александрийский упоминает о существовании такой практики в Египте на рубеже 2 и 3 вв.; есть свидетельства о том, что этот праздник отмечался и в других землях. После победы Константина Великого Римская церковь установила 25 декабря в качестве даты празднования Рождества Христова (ок. 320 или 353). Уже с конца 4 в. весь христианский мир праздновал Рождество именно в этот день (за исключением восточных церквей, где этот праздник отмечался 6 января). Выбор даты, возможно, связан и с тем, что 25 декабря в Риме отмечался митраистский праздник бога-Солнца (natalis solis invicti) и в это время праздновались также сатурналии. Церковь таким образом использовала возможность отвлечь народ от соблюдения языческого праздника зимнего солнцестояния, превратив этот день в праздник поклонения Христу. Указания на это можно обнаружить и в сочинениях Киприана, и у Иоанна Златоуста.

В Северной Европе германские племена также праздновали зимнее солнцестояние, с чем было связано много обычаев и традиций, которые позднее, после обращения этих племен в христианство, вошли в круг рождественских обычаев. В результате в эпоху Средневековья Рождество стало самым популярным праздником: оно праздновалось и в церкви, и дома, причем христианское благочестие тесно переплеталось в нем с языческими элементами. Отказ от мессы в эпоху Реформации во многих странах привел к изменению характера празднования Рождества. В Англии пуритане осудили этот праздник, и в 1642–1652 был издан ряд постановлений, запрещавших отмечать этот день церковными службами и празднествами. Эти настроения принесли с собой в Америку выходцы из пуританской среды, и лишь после притока в Америку новой волны иммигрантов из Ирландии и Германии начал распространяться обычай праздновать Рождество. Все возражения были забыты, и старые традиции возродились в среде не только католиков, но и протестантов.

ГОЦЦОЛИ БЕНОЦЦО. ШЕСТВИЕ ВОЛХВОВ

Рождественские песнопения. Древнейший из дошедших до нас гимнов, посвященных Рождеству Христову, Иисус озарил всех (Jesus refulsit omnium), принадлежит Иларию Пиктавийскому (ум. 368). Вплоть до 13 в. рождественские гимны носили в основном торжественный и строго религиозный характер. Подлинные рождественские песнопения, более легкие, живые и неформальные, родились в Италии в францисканской среде. Самый любимый из этих гимнов, Придите, верные (Adeste fideles), иногда приписывался Бонавентуре (ум. 1274), хотя самая ранняя рукопись этого гимна датируется 1790 и подписана Дж.Ф.Вейдом, который был кантором в католической колонии в Дуэ (Франция). Происхождение гимна Да возрадует вас Бог, люди добрые (God Rest You Merry, Gentlemen) также неизвестно; некоторые исследователи связывают его с Корнуоллом и датируют 16 в. Гимн Внимайте пению ангелов-вестников (Hark! The Herald Angels Sing) был написан Ч.Уэсли в 1737. Лютеру принадлежит гимн С Небес гряду Я к вам (Vom Himmel hoch da komm" ich her). Исполненный воодушевления гимн Joy to the World (Радость миру) был написан И.Уотсом в 1719, а современная музыка к нему была сочинена Л.Мейсоном на темы из Мессии Генделя. Рождественская песенка Тихая ночь, святая ночь (Stille Nacht, heilige Nacht) была сочинена в 1818 Й.Мором, приходским священником из Оберндорфа в Тирольских Альпах.

ГИРЛАНДАЙО ДОМЕНИКО. ПОКЛОНЕНИЕ ПАСТУХОВ

Рождественские украшения. Обычай украшать и освещать рождественское дерево, возможно, восходит к средневековым германским мистериям, где т.н. Райское древо (Paradeisbaum), символизировало сад Эдема. После запрещения этих мистерий дерево начали ставить в домах, и постепенно сложился обычай украшать его сладостями, фруктами, а затем и свечами. Некоторые исследователи видят здесь пережиток языческого культа дерева, восходящего к Древнему Риму и Древнему Египту. К началу 19 в. этот германский обычай распространился в большинстве стран Северной Европы. В Англии он был введен в 1841 герцогом Альбертом, супругом королевы Виктории. Выходцы из Германии принесли его в США. Обычай устанавливать украшенные огнями рождественские ели в общественных местах возник именно в этой стране.

РОЖДЕСТВЕНСКИЕ УКРАШЕНИЯ

Украшение домов на Рождество вечнозелеными растениями имеет дохристианское происхождение. Во время празднования сатурналий в Риме ветви лавра и других растений широко использовались в торжественных процессиях и для украшения домов. В странах Северной Европы вечнозеленые растения, не сбрасывающие листву на зиму, воспринимались как символ вечной жизни и были объектами религиозного поклонения. Омела считалась священной у друидов Британских островов, которые приписывали ей множество волшебных свойств. Для римлян она была символом мира: если враги встречались под ее сенью, это означало, что они сложили оружие и заключили перемирие (отсюда обычай целоваться под омелой). Другим популярным рождественским украшением был и остается остролист, которому также приписывались чудесные свойства. Согласно одной из легенд, Христу перед распятием возложили на голову венец из колючего остролиста; отсюда – обычай украшать дома рождественскими венками. В Средневековье рождественское полено у германских племен Северной Европы было элементом обрядов, связанных с праздником зимнего солнцестояния. Полено (а иногда и целый ствол дерева) выбиралось на Сретение и тщательно сберегалось, чтобы за лето оно успело как следует просохнуть. В рождественский сочельник полено сжигалось в очаге вместе с углями от прошлогоднего полена.

Рождественские свечи своим происхождением обязаны еврейскому празднику Ханукка (посвященному повторному освящению Второго храма в Иерусалиме, 164 до н.э.). В средние века существовал обычай устанавливать свечу в центр венка из лавровых ветвей и зажигать ее в рождественский сочельник, а затем и в каждый вечер рождественской недели. Этот обычай был особенно распространен в Ирландии, где в рождественский сочельник католики в период гонений ставили свечи на подоконники в своих домах, чтобы священник, оказавшийся поблизости, мог найти этот дом и отслужить в нем мессу. В Америку этот обычай принесли ирландские иммигранты в 19 в. Именно он положил начало современному обычаю украшения домов и общественных зданий иллюминацией.

В католических странах символом праздника и элементом праздничного убранства служит не столько рождественское дерево, сколько рождественские ясли (франц. crèche, итал. presepe, исп. nacimento, нем. Krippe). Обычно они представляют собой уменьшенную копию вертепа (пещеры), в котором родился Христос, с фигурками Марии, Иосифа, пастухов, волхвов и животных, окружающих ясли с младенцем Иисусом. По преданию, этот обычай установил св. Франциск Ассизский в Греччо (Италия): в рождественский сочельник 1223 он устроил ясли с настоящими людьми и животными в роли евангельских персонажей.

РОЖДЕСТВЕНСКИЙ ВЕРТЕП

РОЖДЕСТВЕНСКИЙ ВЕРТЕП

Подарки и открытки. Обычай обмениваться на Рождество подарками восходит к существовавшему в Древнем Риме обычаю, именовавшемуся «стрены». Во время праздника сатурналий римляне дарили в день Нового года друзьям подарки «на счастье» (strenae) – плоды, сладости или золото. Этот обычай сохранился – не потеряв даже своего имени (trennes) – во Франции. В Англии день св. Стефана, 26 декабря, носит название Boxing Day («день подарков»). В средние века в этот день священники обычно открывали ящики для пожертвований и раздавали их содержимое бедным людям прихода. Впоследствии отсюда развился обычай раздачи рождественских денежных подарков («boxes») прислуге и государственным служащим. В Германии рождественские подарки называют «Христовыми узелками». В большинстве христианских стран дети верят, что на Рождество подарки им приносит Младенец Христос, хотя в некоторых странах считается, что детей одаривает св. Николай в канун своего праздника (6 декабря).

Происхождение рождественских открыток остается неясным. Согласно одной из гипотез, английский художник У.Игли в 1842 нарисовал первую такую открытку и, размножив ее, разослал друзьям. Другие историки утверждают, что Игли нарисовал открытку в 1849, и отдают пальму первенства художнику Дж.Хорсли, которому сэр Генри Коул заказал для себя рождественскую открытку в 1846.

Рождественские яства. По традиции праздник Рождества во всем мире отмечается особым угощением. В средневековой Англии кульминацией праздничного пира был момент, когда повар и слуги вносили на блюде голову кабана, а все присутствующие распевали песнь «Кабанью голову несу». Другим излюбленным рождественским блюдом был жареный павлин. Традиционный рождественский напиток в Англии готовился из эля, печеных яблок, яиц, сахара, мускатного ореха, гвоздики и имбиря и подавался горячим. (В настоящее время его заменил пунш.) Выпекались особые пирожки продолговатой формы со сладкой начинкой, символизировавшие ясли. Традиционным английским рождественским блюдом был жареный гусь или каплун, однако с конца 16 в. их вытеснила индейка, завезенная из Мексики. Почти во всех христианских странах на Рождество пекутся особые пироги, булки, печенья и пряники.

Рождественские обычаи. Одни обычаи распространены повсеместно, другие носят местный характер. В некоторых славянских странах в рождественский сочельник дети укладываются спать на постелях из сена и соломы, подражая Младенцу Иисусу в яслях. В Голландии в канун дня св. Николая ребятишки набивают свои деревянные башмаки соломой для белой лошади святого в надежде, что взамен он наполнит их игрушками и сладостями. В Италии дети выставляют наружу свои башмаки для женской ипостаси Санта-Клауса, Бефены, чтобы она наполнила их подарками. В Чехии принято с наступлением Адвента ставить в воду веточку вишневого дерева, и если на Рождество она зацветет, это считается добрым предзнаменованием. В Центральной Америке дети играют в игру, центром которой служит глиняный сосуд, наполненный сладостями и подвешенный на веревке к потолку. Ребенку завязывают глаза, и он с трех попыток должен разбить сосуд палкой. Тот, кому это удается, становится героем дня, а сладости делятся между всеми. В южном полушарии то обстоятельство, что Рождество приходится на летний период, наложило свой отпечаток на характер его празднования. В Бразилии 24 декабря царит атмосфера летнего карнавала с цветами, пикниками, фейерверками, отдыхом и экскурсиями. Процессии священников, направляющихся в церкви, чтобы отслужить рождественскую мессу, придают особый колорит и торжественность празднику. В США потомки переселенцев из Моравии в штате Пенсильвания сохранили верность рождественским яслям. В рождественский сочельник и в каждый вечер рождественской недели они и сейчас приходят поклониться яслям, облачившись в национальные костюмы. Представители других национальных групп также сохраняют обычаи, существовавшие на родине их предков. Одни открывают подарки (которые кладутся под елку или другое рождественское дерево, засовываются в подвешенные чулки и т.д.) в рождественский сочельник, а другие – в самый день Рождества. Но почти повсюду в США в рождественский сочельник многочисленные хоры распевают на улицах рождественские песнопения, а в день Рождества люди отправляются в церковь, а затем отмечают праздник семейной встречей за традиционным рождественским обедом.

РОЖДЕСТВЕНСКИЙ ФЕЙЕРВЕРК